УДК 338.46 Сфера услуг. Экономика сферы услуг
Статья посвящена вопросам проведения грамотной оценки готовности финансовой организации к внедрению искусственного интеллекта. В работе дана характеристика термина «искусственный интеллект», обозначена роль явления в рамках работы банковских организаций, определены направления применения инструмента для оптимизации деятельности организации, исследованы основные ограничения и факторы, влияющие на доступность применения передовых технологий в установленных условиях. Проведен анализ зарубежного и отечественного опыта проведения оценки зрелости организаций. Методический инструментарий исследования: анализ статистических источников информации. Как показало исследование, внедрение технологии искусственного интеллекта становиться необходимым атрибутом в работе финансовых организаций, а наличие грамотной реализации сказывается на качестве продукта и конкурентоспособности компании. Сделан вывод о том, что важной задачей государства является содействие организациям с законодательной точки зрения. Автором выявлены основные направления, анализ которых необходимо проводить внутри организации с целью адаптации по требования рынка. Рассмотрены позитивные и негативные последствия внедрения передовых технологий на этапах операционной деятельности и предоставления услуг клиентам.
искусственный интеллект в банкинге, ИИ-зрелость организации, методология оценки банковских организаций, направления внедрения ИИ
1. «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации»: Указ Президента РФ № 490 от 10 октября 2019 г. [Электронный ресурс]. — URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/44731
2. Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг: Фед. закон [принят Гос. думой 04.06.2018].
3. «О банках и банковской деятельности». Фед. закон [принят Гос. думой 02.12.1990].
4. Борисов В.В. Банковское дело [Текст] / В.В. Борисов. М.: КНОРУС, 2020. — 480 с.
5. Курляндский Н.И. Обработка данных и интеллектуальный анализ информации [Текст] / Н.И. Курляндский. М.: Вильямс, 2017. — 432 с.
6. Кочкин Т.Н. Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка [Текст] / Т.Н. Кочкин // Молодой ученый. — 2022. — № 4. С. 108–109. EDN: https://elibrary.ru/CBUEMS
7. Поляков А.Ю. Финансовые рынки и институты [Текст] / А.Ю. Поляков. — М.: КноРус, 2018. — 288 с.
8. Семеко Г.В. Искусственный интеллект в банковском секторе: возможности и проблемы [Текст] / Г.В. Семеко // Социальные новации и социальные науки. — 2021. № 2. — С. 81–97. — DOI:https://doi.org/10.31249/snsn/2021.02.06 EDN: https://elibrary.ru/XACBPT
9. Шаров А.А. Лекции по искусственному интеллекту [Текст] / А.А. Шаров. — М.: ДМК Пресс, 2019. — 376 с.
10. Russell S., Norvig P. Artificial Intelligence: A Modern Approach. Р: Pearson, 2021. 1184 p.
11. Goodfellow I., Bengio Y., Courville A. Deep Learning. P.: T Press, 2016, 800 p.
12. Domingos P. The Master Algorithm: How the Quest for the Ultimate Learning Machine Will Remake Our World. P.: Basic Books, 2015. 352 p.
13. Hutchinson B., Mitchell O. Artificial Intelligence: A Handbook for Business Leaders, 2020. P.: O'Reilly Media, 214 p.
14. Курносова В.В. Технологии искусственного интеллекта в банкинге [Текст] / В.В. Курносова // Экономика и менеджмент инновационных технологий. — 2022. — № 8 [Электронный ресурс]. — URL: https://ekonomika.snauka. ru/2022/08/23330 (дата обращения: 23.01.2024). EDN: https://elibrary.ru/JZBHKF