ПРИЕМЫ МНЕМОТЕХНИКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ИНФОРМАЦИЕЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В современном мире индивид постоянно сталкивается с различными данными. Информация сейчас является одним из важнейших ресурсов и приносит пользу человеку и обществу в целом. При этом, чтобы получить идеальный результат, необходимо владеть навыками корректной работы с информацией, её обработкой и дальнейшим использованием. В науке существует противоречие, связанное с тем, что ряд авторов, в частности Л. С. Выготский, С. Я. Рубинштейн, не считали возможным применение мнемотехники в образовательном процессе, так как, по их мнению, она не способствует развитию ребенка. Вместе с тем современные исследователи M.A. Зиганов, А. К. Колеченко, Е. Д. Сафронова и другие утверждают обратное. Целью работы ставится изучение приемов мнемотехники и их использования при работе старших школьников с информацией на уроках русского языка. Научная новизна статьи заключается в обобщении отдельных примеров практического опыта по внедрению мнемотехнических приемов и внедрению их в образовательный процесс. В работе представлены авторские подходы к пониманию сущности памяти и ее значение при работе с информацией. Анализируется наличие большого количества приемов мнемотехники, благодаря использованию которых активизируется работа механизмов памяти обучающегося, что способствует развитию контроля процесса запоминания информации, её хранения и последующего воспроизведения. Выделены педагогические условия применения мнемотехнических приемов. Определены принципы использования приемов мнемотехники в образовательном процессе. Представлены способы и конкретные примеры запоминания информации на уроках русского языка с применением мнемотехнических приемов.

Ключевые слова:
образовательный процесс, работа с информацией, приемы мнемотехники, педагогические условия, обучающиеся, память
Список литературы

1. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: Логико-психологический анализ. Изд. 2, стереотип. URSS, 2024. 232 с. ISBN 978-5-951-94261-6.

2. Выготский Л. С. Вопросы теории и истории психологии Собрание сочинений: В 6-ти т./ Под ред. А.Р. Лурия, М.Г. Ярошевского. М.: Педагогика, 1982. Т.1. 488 с.

3. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2023. 336 с.

4. Зинченко В. П., Величковский Б.М., Вучетич Г. Г. Функциональная структура зрительной памяти. М.: Изд-во МГУ, 1980. 271 с.

5. Зинченко П. И. Непроизвольное запоминание. М.: Директ-Медиа, 2010. 717 с.

6. Козаренко В. А. Учебник мнемотехники. Система запоминания "Джордано": [Электронный ресурс]. URL: https://kaiu.narod.ru/LearnToReadQuickly/Book_Mnemo.pdf (дата обращения: 29.05.2024).

7. Лисовская Е. А. Узелки на память, или Мнемонические способы изучения орфографии. Минск: Бел. ассоц. «Конкурс», 2007. 80 с.

8. Моторина Н.А. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка // Служение педагогическому делу: сборник статей II Международного профессионально-исследовательского конкурса (31 октября 2021 г.). В 2-х частях. Часть 1. – Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. С. 80-92.

9. Овсянникова П. Э., Александрова Н. С. Мнемотехника как средство развития произвольной памяти на уроках русского языка в начальной школе // Вестник Шадринского государственного педагогического университета, 2021. № 4 (52). С. 110-113.

10. О механизмах ассоциативной памяти и психологическом приёме информационного насыщения поля памяти в дискурсе как средстве вспоминания забытого: [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-mehanizmah-assotsiativnoy-pamyati-i-psi (дата обращения: 05.11.2023).

11. Черемошкина Л.В Психология памяти: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Академия», 2002. 368 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?