Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью выявления языковой и неязыковой специфики русскоязычного дискурса трудоустройства, своевременностью изучения коммуникативного поведения представителей различных профессиональных сфер, участвующих в собеседования-интервью при приеме на работу. По своим дискурсообразующим свойствам рассматриваемый дискурс принадлежит к институциональному типу дискурса, однако, в отличие от других типов, данную коммуникативную среду можно считать межпрофессиональной вследствие того, что агент и клиент представляют разные корпоративные культуры: с одной стороны, специалист в рекрутинге, с другой — специалист из иной области. Автор статьи делает заключение, что эффективность реализации стратегической программы претендента (стратегии самопрезентации) зависит от его умения балансировать между аутентичной скромностью и позитивным самопредставлением. В статье на основе анализа коммуникативных удач и неудач соискателя впервые сформулирован коммуникативный кодекс кандидата на должность, включающий в себя систему принципов, руководствуясь которыми специалист, находящийся в поисках нового места работы и участвующий в собеседовании-интервью, сможет добиться коммуникативного успеха. Практическая значимость исследования связана с возможностью использования представленных научных материалов при подготовке специалистов в области трудоустройства, а также в других областях, связанных с проблемами эффективности делового общения. Выводы, касающиеся эффективности коммуникативного поведения участников собеседования, важны для всех потенциальных работников.
профессиональный дискурс, собеседование при приеме на работу, самопредставление, постулаты общения, коммуникативный кодекС
1. Агеева Ю.В. Коммуникативная стратегия самопрезентации в русскоязычном деловом дискурсе [Текст] / Ю.В. Агеева // НИР. Современная коммуникативистика. — 2022. № 4. — С. 41–46.
2. Агеева Ю.В. Языковые характеристики дискурсивной деятельности в профессиональной сфере [Текст] / Ю.В. Агеева // Диалоги с учителем: памяти известного ученого-филолога Э.А. Балалыкиной / под. общ. ред. И.В. Ерофеевой, Ю.В. Агеевой, Е.Г. Штырлиной. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2020. 65–74.
3. Арутюнова Н.Д. Дискурс [Текст] / Н.Д. Арутюнова // Лингвистический энциклопедический словарь. — М., 1990. С. 136–137.
4. Гадамер Х.-Г. Истина и метод: основы филос. Герменевтики [Текст] / Х.-Г. Гадамер ; пер. с нем; общ. ред. и вступ. ст. Б.Н. Бессонова. — М.: Прогресс, 1988. — 704 с.
5. Гончарова Л.М. Исследования коммуникативных практик: возможности и подходы [Текст] / Л.М. Гончарова // НИР. Современная коммуникативистика. — 2023. — № 5. — C. 5–6.
6. Грайс Г.П. Логика и речевое общение [Электронный ресурс] / Г.П. Грайс, 1975. — URL: http://kant.narod.ru/grice.htm#_ftn1 (дата обращения: 06.01.2024).
7. Демьянков В.З. Интерпретация политического дискурса в СМИ [Электронный ресурс] // Язык СМИ как объект междисциплинарного исследования. — М., 2003. — С. 116–
8. — URL: http://www.infolex.ru/SMI1.htm (дата обращения:13.03.2024).
9. Иссерс О.С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О.С. Иссерс . — М.: Изд-во ЛКИ, 2012. — 304 с.
10. Лисицкая Л.Г. Коммуникативные нормы и лингвистическая безопасность современных медиатекстов [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2 «Филология и искусствоведение». — 2009. № 1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikativnyenormy-i-lingvisticheskaya-bezopasnost-sovremennyh-mediatekstov (дата обращения: 04.03.2024).
11. Макаров М.Л. Основы теории дискурса [Текст] / М.Л. Макаров. — М.: Гнозис, 2003. — 280 с.
12. Ратмайр Р. Русская речь и рынок: традиции и инновации в деловом и повседневном общении [Текст] / Р. Ратмайр. М.: Языки славянской культуры, 2013. — 456 с.
13. Шляхов В.И. Речевая деятельность: феномен сценарности в общении [Текст] / В.И. Шляхов. — 3-е изд. — М.: ЛИБРОКОМ, 2013. — 200 с.
14. Leech G. Principles of Pragmatics. London; New York: Longman, 1983. 257 р.
15. Hall E.T. Beyond Culture. New York: Anchor Books, 1989.300 р.