Устойчивое и сбалансированное развитие сельских территорий является одной из важнейших задач в России на современном этапе развития. Эффективное развитие сельский территорий требует структурно-функциональной трансформации, в том числе за счет развития сельских агломераций. На сегодняшний день в России сформировано около 1800 сельских агломераций. В 2023 году регионы приступили к формированию долгосрочных планов развития сельских агломераций. Анализ паспорта долгосрочного плана социально-экономического развития (ДПР) Безенчукской сельской агломерации Самарской области позволил выделить основные ограничения, факторы и резервы его реализации. Основным ограничением развития территории в составе сельской агломерации является ее двойственное положение, поскольку муниципальный район входит в состав крупнейшей Самарско-Тольяттинской агломерации, что требует определения конечного приоритетного статуса территории. Также при формировании ДПР сельской агломерации необходимо учитывать основной потенциал и преимущества развития территории. В качестве приоритетных направлений развития и агломерации предложено сформировать инновационный научно-производственного агропромышленный кластер, позволяющий эффективно развивать имеющийся научный и производственный потенциал территории в области сельского хозяйства. Это обосновано тем, что муниципальный район обладает ведущими позициями в регионе и постоянно увеличивает объемы сельскохозяйственного производства (рост за 5 лет составил 262%). Также в ДПР не учтен такой фактор развития как туризм, поскольку территория обладает привлекательным рекреационным потенциалом. В настоящее время государственная политика направлена на развитие отечественных туристических направлений, что позволит использовать меры государственной поддержки для эффективной реализации инвестиционных проектов в этой сфере. Учет всех факторов развития территории позволит составить объективные возможности ее развития и привлечь необходимые ресурсы для реализации долгосрочных планов развития сельской агломерации.
устойчивое развитие сельских территорий, комплексное развитие сельских территорий, сельские агломерации, агломерационный эффект, долгосрочный план развития, опорный населенный пункт
Введение. На сегодняшний день в системе социально-экономического развития страны одной из важнейших проблем является недостаток ресурсов для достижения сбалансированного и устойчивого развития сельских территорий. О чем свидетельствует отток населения из сёл, по причине недостаточного развития инфраструктуры, дефицита рабочих мест, низкого уровня оплаты труда. Представленная проблема требует формирования комплексного подхода к развитию инфраструктуры, обеспечению доступа к образованию, медицинским услугам, создания комфортной среды проживания, обеспечения стабильных доходов и решение жилищных проблем сельских жителей. Основным направлением решения перечисленных проблем является стимулирование предпринимательства и создание новых рабочих мест на сельских территориях преимущественно за счет государственной поддержки развития сельского хозяйства.
Долгосрочное развитие сельских территорий требует согласованной работы всех заинтересованных сторон: государства, бизнеса и общества и формирования стратегического подхода к данной проблеме.
В рамках концепции комплексного развития сельских территорий в 2019 году в России начался процесс формирования сельских агломераций. Вместе с тем необходимо отметить тот факт, что в системе пространственного развития сельских территорий нет четкой нормативно-правовой основы развития сельских агломераций.
В 2023 году начался процесс формирования долгосрочных планов развития сельских агломераций до 2030 года. Их разработка необходима для определения приоритетных направлений развития, оптимального использования сельскохозяйственных ресурсов, обеспечения экономической эффективности и социальной устойчивости сельских территорий.
При этом следует отметить, что немаловажным фактором в составлении плана является качественный аспект. Количественные оценки развития агломерации, должны сопровождаться факторами удовлетворенности населения. Они могут послужить обоснованием увеличения финансирования мероприятий плана за счет вышестоящих бюджетов [1].
Формирование долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций должно быть научно обоснованным. Планы должны быть систематизированы исходя из ключевых вопросов таких как: определение основной концепции развития территории, оценка условий и факторов развития агломерации, целеполагания, механизма реализации планов.
В частности, систематизация научных аспектов стратегии развития сельских территорий выявила необходимость группировки их в разрезе ключевых вопросов, к которым были отнесены: выбор парадигмы сельского развития в обозримой перспективе, определение сущности понятия «стратегии», оценка условий и факторов, целеполагание и оценка приоритетов, формирование механизма реализации стратегий. Процесс развития сельских территорий должен ориентироваться к переходу от экзогенного к эндогенному пути, за счет имеющегося потенциала [2]
Обеспечение устойчивого развития сельских территорий должно идти в разрезе с национальными целями страны, направленными в первую очередь на обеспечение благосостояния и безопасности населения [3]. Геополитическая обстановка, в которой оказалась Россия, помимо возникших трудностей, дает возможности наиболее эффективно использовать потенциал страны. Сельские территории играют важную роль в использовании этого потенциала. Сельское хозяйство является одной из основных отраслей экономики страны, обеспечивая продовольственную безопасность и экспорт сельскохозяйственной продукции. Кроме того, сельские территории могут стать площадкой для запуска новых проектов и инвестиций, в том числе в сфере экологически чистого производства и развития сельских туристических маршрутов.
Таким образом, агломерации играют ключевую роль в развитии сельских территорий, они способствуют устойчивому экономическому и социальному развитию, сохранению природных ресурсов и культурного наследия.
Среди исследований отечественных и зарубежных ученых можно выделить различные подходы к системе стратегического развития сельских территорий исходя из проблем и особенностей развития конкретной страны.
В зарубежных исследованиях достаточно много работ посвящены значению стратегического подхода к устойчивому и сбалансированному развитию сельских территорий.
Так важность стратегического партнерства населения, бизнеса и власти с целью повышения эффективности территориального управления в сельских территориях представлена в работе Назаровой Ф.У.[4]. Автор обосновывает важность стратегического планирования в развитии сельских территорий.
В работе Г. Дачжуань подробно излагается парадигма оптимизации отношений между городом и сельской местностью исходя из внутренней взаимосвязи и практических примеров пространственного управления сельскими районами Китая с национальным планированием, стратегиями возрождения сельских районов, преобразованием и контролем за землепользованием в сельской местности [5].
Cтратегия оживления сельских районов Китая за счёт развития специализированных деревень и усиления промышленной агломерации в сельском производстве рассматривается в исследованиях китайских ученых Чжан, Чжэнь. Чтобы способствовать плавной реализации стратегии оживления сельских районов, выдвигаются различные предложения и инициативы, способствующие трансформации и развитию сельского производства [6].
Авторы П. Кумар, Б.Гоял, С. Гоял и др. отмечают, что для улучшения положения в сельской местности необходимо активное участие населения в разработке программ развития. Развитие сельских районов должно быть ориентировано на конкретные сроки, на широкое участие, на децентрализацию, на коллектив, на улучшение, на равенство, на институциональную составляющую [7].
В отечественных исследованиях также рассматривается необходимость стратегического подхода к повышению качества жизни независимо от места их проживания, посредством обеспечения сбалансированного и устойчивого развития сельских территорий.
Акимова О.Е., Волков С.К., Кузлаева И.М. выделяют в качестве основной проблемы сельских территорий отток молодого населения в города, ввиду отсутствия высокооплачиваемых рабочих мест, недостаточного уровня социальной и инженерной инфраструктуры [8].
Хаутиев З. С., Гордеев А. С., Гетоков О. О., Хашагульгова М. А. считают, эффективным инструментом выявления всех факторов развития сельских территорий является комплексный мониторинг их текущего состояния и выявления резервов развития. При оценке необходимо использовать как количественные, так и качественные оценки развития сельских территорий, представляющих собой систему индикаторов, не основанных на статистических показателях. Разработанную систему мониторинга авторы предлагают использовать в долгосрочных планах развития сельских территорий [9].
Также в отечественных исследованиях обосновывается устойчивое, сбалансированное развитие сельских территорий на основе развития сельских агломераций и выделения основных факторов агломерационных эффектов. Павлов Ю.В. отмечает, что агломерационные эффекты как в городских, так и сельских территориях региона определяются исходя из значимости территории для региона, степени и факторов их проявления в развитии территории. Ввиду ограниченности ресурсов на определенной территории их концентрация позволяет получить агломерационный эффект для развития социально-экономических показателей [10].
Харитонов А. В., Косинский П. Д.. выявляют агломерационные эффекты посредством регрессионной модели, на основе которой показывают преимущества интеграции ресурсов и создания сельских агломераций [11].
Обоснование агломерационных эффектов функционирования экономического механизма развития сельской агломерации, предполагающего прирост валовой добавленной стоимости за счет интеграции ресурсов, выбора оптимального управленческого решения и рационального подхода к расходу ресурсов представлено в работе Харитонова А. В., Бондарева Н. С., Бондаревой Г. С. Авторы отмечают, что это будет способствовать реализации стратегии устойчивого развития сельских территорий [12].
Обобщая результаты представленных исследований, можно отметить, что эффективное развитие сельский территорий требует структурно-функциональной трансформации. Формирование и развитие сельских агломераций в России в настоящее время является одним из механизмов такой трансформации. Планирование развития сельских территорий через агломерационные эффекты позволяет снизить дисбаланс в экономике между городами и селами за счет выделения потенциальных возможностей развития сельских территорий и определения эффективных направлений их использования. В частности, за счет сокращения миграционного оттока, обеспечения населению доступа к качественным социальным и коммунальным услугам, а также создания условий для развития сельского предпринимательства и создания высокооплачиваемых рабочих мест.
Таким образом, цель данной работы состоит в исследовании и оценке сформированного долгосрочного плана развития сельских агломераций в России, определении основных факторов, влияющих на эффективность реализации планов. В соответствии с представленной целью необходимо выявление предпосылок формирования стратегического подхода к развитию сельских агломераций. В работе представлена оценка конкретного примера формирования долгосрочного плана социально-экономического развития сельской агломерации в регионе РФ.
Условия, материалы и методы исследований. Представленное в работе научное исследование проводилось в рамках выполнения работ по корректировке стратегии социально-экономического развития и изучения практики формирования долгосрочного плана развития сельской агломерации муниципального района Безенчукский Самарской области.
Материалами исследования послужили нормативно-правовые документы развития сельских территорий РФ, материалы федерального и регионального органов государственной статистики, официальные аналитические материалы Министерства сельского хозяйства РФ и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Самарской области, официальные данные Администрации муниципального района Безенчукский Самарской области.
В процессе работы были использованы абстрактно-логические, экономико-статистические методы научного познания процессов формирования долгосрочных планов развития сельских агломераций.
Анализ и обсуждение результатов. Формирование долгосрочных планов развития сельских агломераций в России – это сложный и многогранный процесс, требующий комплексного подхода и учета различных факторов.
Под долгосрочным планом социально-экономического развития сельской агломерации (ДПР) понимается аналитический документ, содержащий комплекс мероприятий в отношении объектов инфраструктуры регионального и местного уровня, подлежащих реализации в составе государственных программ соответствующего субъекта РФ, в целях реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию сельской агломерации.
Одним из ключевых элементов ДПР является анализ текущего состояния сельских территорий, их потенциала и проблем. На основе анализа необходимо определить основные направления развития, исходя из специфики каждого региона. Это может включать в себя развитие сельского хозяйства, создание современной инфраструктуры, поддержку малого и среднего бизнеса, развитие туризма и другие мероприятия.
Зарубежный и российский опыт формирования и развития агломераций показывает возможность эффективного взаимодействия нескольких сельских поселений. Недостаточное ресурсное обеспечение развития сельских территорий не позволяет в полной мере реализовать имеющиеся возможности села. В связи с этим можно отметить, что одной из задач долгосрочных планов развития сельских агломераций является синхронизация мер поддержки государства в рамках государственных программ. Поэтому, в рамках подготовки долгосрочных планов развития, необходима объективная оценка ресурсного потенциала формируемой сельской агломерации. Что важно для определения возможностей развития за счет внутренних ресурсов и объемов привлечения внешних ресурсов [13].
Формирование эффективной структуры сельской агломерации требует учета типа территорий: с взаимозависимым типом роста, территории пассионарного типа развития, территории субпассионарного типа [14].
Поскольку основной целью формирования долгосрочных планов развития сельских агломераций является концентрация и привлечение экономических ресурсов необходимых для создания и обновления инфраструктуры территории, то здесь важен аспект эффективности субсидирования этих процессов государством. Субсидирование сельского хозяйства позволяет повысить ресурсный потенциал сельских территорий для эффективного развития, в первую очередь сохранения человеческого капитала [15].
В рамках реализации до 2030 года инициативы социально-экономического развития Российской Федерации «Города больших возможностей и возрождение малых форм расселения» (перечень инициатив утвержден распоряжением Правительства РФ от 06.10.2021 № 2816-р) поставлена задача разработки проектов долгосрочных планов социально-экономического развития сельских агломераций, содержащих комплекс мероприятий в отношении объектов инфраструктуры регионального и местного уровня, предусмотренных государственными и муниципальными программами, в целях реализации комплексного подхода к социально-экономическому развитию сельской агломерации, в том числе к ускоренному инфраструктурному развитию опорного населенного пункта.
Разработка ДПР основывается на четырех составляющих – результатах оценки инфраструктурного развития, демографической и экономической ситуации, и на основе этого определение требуемого уровня инфраструктурного развития.
Разработка проекта долгосрочного плана развития состоит из пяти этапов:
- Оценка текущего инфраструктурного уровня;
- Разработка демографического и экономического прогноза;
- Оценка требуемого уровня инфраструктурного развития;
- Формирование комплекса мероприятий, направленных на создание требуемого уровня инфраструктуры;
- Утверждение Долгосрочного плана развития сельской агломерации.
В Самарской области долгосрочные планы разработаны в 2023 году в отношении 27 населенных пунктов, которые определены как опорные. Основные факторы развития, отмеченные в ДПР сельских агломераций региона, включают в себя: реализацию ключевых инвестиционных проектов, с целью создания новых рабочих мест, модернизацию и обновление социальной инфраструктуры, развитие МСП, эффективное использование туристического потенциала территорий.
Анализ процесса формирования долгосрочного плана развития сельской агломерации на примере муниципального района Безенчукский Самарской области показал, что внешний аспект агломерационного развития данной территории отличается двойственным положением муниципального района Безенчукский в системе территориально-пространственного развития Самарской области относительно Самарско-Тольяттинской агломерации (СТА).
С одной стороны, согласно Положению о Координационном совете по развитию Самарско-Тольяттинской агломерации муниципальный район, наряду с 17 другими муниципальными образованиями Самарской области, входит в состав СТА. С другой стороны, муниципальный район Безенчукский входит в состав Юго-западного субрегиона среди семи субрегионов выделенных в Стратегии социально-экономического развития Самарской области (муниципальные районы Безенчукский, Приволжский и Хворостянский) – с центром в поселке городского типа Безенчук, обладающим развитой агропромпереработкой.
Юго-западный субрегион имеет развитые связи с городским округом Новокуйбышевск (крупный центр нефтеперерабатывающей и нефтехимической промышленности) и городским округом Чапаевск (старейший центр химической промышленности).
Внутренний аспект агломерационного развития муниципального района характеризуется наличием на территории района сельской агломерации.
Состав сельской агломерации с опорным населенным пунктом (ОНП) в пгт. Безенчук (Безенчукская сельская агломерация) утвержден Постановлением Правительства Самарской области от 28.02.2023 №135 «Об утверждении перечня сельских территорий Самарской области и перечня опорных населенных пунктов, прилегающих населенных пунктов и сельских агломераций Самарской области и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2019 № 864 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020 – 2025 годы».
Территория Безенчукской сельской агломерации находится в границах Безенчукского муниципального района Самарской области, но не совпадает по площади с территорией района, является его частью. Опорный населенный пункт Безенчук одновременно является административным центром муниципального образования. Пгт. Безенчук был определен в качестве ОНП, как наиболее экономически и инфраструктурно развитый населенный пункт и ключевой транспортный железнодорожный узел региона.
Общая площадь территории Безенчукской сельской агломерации составляет 1988,80 км.2, плотность населения – 18,8 человек на 1 км.2
Согласно Постановлению Правительства Самарской области от 28.02.2023 № 135 «Об утверждении перечня сельских территорий Самарской области и перечня опорных населенных пунктов, прилегающих населенных пунктов и сельских агломераций Самарской области и о внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 27.11.2019 № 864 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Комплексное развитие сельских территорий Самарской области на 2020 – 2025 годы»» в состав сельской агломерации кроме пгт. Безенчук входит 23 населенных пункта, расположенных на прилегающих к пгт. Безенчук территориях (ПНП).
Среди основных факторов системы расселения Безенчукской агломерации следует выделить:
- преобладание населенных пунктов с числом жителей менее 500 человек – 76,5%;
- наличие прилегающих населенных пунктов с числом жителей до 10 человек, входящих в категорию «исчезающих деревень» - 3 населенных пункта;
- наличие ОНП пгт. Безенчук, выступающего аттрактором населения и формирующего центростремительные тенденции на территории сельской агломерации.
Демографические процессы в районе характеризуются снижением численности населения. На протяжении последних 5 лет (с начала 2018 по начало 2023 года) численность жителей района сократилась более чем на 3,2 тыс. человек или на 8,2%.
Уменьшению населения способствовала и естественная, и миграционная убыль населения, которые ежегодно фиксировались в 2018–2022 годах. В среднем каждый год численность жителей района убывала на 313 человек по естественным причинам и на 290 человек из-за отрицательного сальдо миграции. В отдельные годы (2018 и 2022 годы) миграционный отток превышал величину естественной убыли. Процесс депопуляции в муниципальном районе можно охарактеризовать как долгосрочный, сплошной и нарастающий.
Вместе с тем демографическая ситуация в районе имеет и сильные стороны. Во-первых, это максимальная доля городского населения среди муниципальных районов области (почти 2/3 жителей). Во-вторых, по плотности населения район относится к густозаселенным территориям (18,8 чел. на км.2, 5 место среди муниципальных районов).
Муниципальный район Безенчукский характеризуется развитым агропромышленным комплексом. Объёмы валового производства сельскохозяйственной продукции в районе увеличились на 261,8% с 4544,4 млн. руб. в 2018 году до 11 895,4 млн. руб. в 2023 году. Доля занятых в сельскохозяйственном производстве составляет 25,9% от общего числа занятого населения района.
Целевые индикаторы долгосрочного плана развития Безенчукской сельской агломерации распределены на период 2023–2031 гг. с ежегодной разбивкой и включают четыре группы показателей: численность населения сельской агломерации и ОНП; количество созданных новых рабочих мест в сельской агломерации; перечень инфраструктурных индикаторов, характеризующих результаты реализации ДПР.
Основными условиями формирования комплекса мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации на период до 2030 года является необходимость решения проблем:
1) в сфере дошкольного образования;
2) в сфере общего образования;
3) в сфере дополнительного образования;
4) в сфере оказания скорой медицинской помощи;
5) в сфере оказания доврачебной медицинской помощи;
6) в сфере оказания амбулаторной медицинской помощи;
7) в сфере оказания стационарной медицинской помощи;
8) в сфере деятельности учреждений культуры клубного типа (УККТ);
9) в сфере библиотечного обслуживания;
10) в сфере создания условий для занятий физической культурой и спортом;
11) в сфере водоснабжения;
12) в сфере водоотведения;
13) в сфере теплоснабжения;
14) в сфере газификации;
15) в сфере телекоммуникации и мобильной связи;
16) в сфере транспортной связности и состояния дорог.
Стратегические направления развития Безенчукской сельской агломерации отвечают, в целом, стратегическим направлениям развития муниципального района Безенчукский и реализуются посредством решения следующих основных задач:
1) привлечения специалистов в сферах общего образования, дополнительного образования, здравоохранения, работников физической культуры и спорта;
2) строительства новых или капитального ремонта существующих зданий социокультурной сферы;
3) строительства или капитального ремонта водопроводных сетей с целью бесперебойного обеспечение качества подаваемой воды населению и доведения качественных показателей жесткости до гигиенического норматива;
4) реконструкции канализационных очистных сооружений;
5) цифровизации услуг для населения ПНП с целью улучшения качества мобильной и интернет-связи;
6) увеличения дорог с твёрдым (асфальтовым) покрытием, приведения автодорог в нормативное состояние с целью обеспечения транспортной доступности ОНП и ПНП.
Комплекс мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации включает реализацию 48 мероприятий, в том числе:
- реализацию 35 мероприятий с участием софинансирования из федерального бюджета.
Источники финансового обеспечения реализации мероприятий с участием софинансирования из федерального бюджета: государственные программы Российской Федерации: «Развитие здравоохранения», «Развитие физической культуры и спорта», «Развитие культуры», «Развитие образования».
- реализацию 13 мероприятий без софинансирования из федерального бюджета.
Распределение комплекса мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации по территории сельской агломерации и по отраслям представлено в таблице 1.
Таблица 1 – Структура мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации на период 2025–2030 гг.
Структура мероприятий |
Число мероприятий |
Всего мероприятий |
48 |
В территориальном разрезе |
|
на территории ОНП |
20 |
на территории ПНП |
28 |
По отраслям и сферам |
|
образование |
16 |
культура |
6 |
физическая культура и спорт |
2 |
здравоохранение |
11 |
водоснабжение и водоотведение |
5 |
ремонт автодорог и тротуаров |
8 |
Общий объём финансового обеспечения реализации ДПР составляет 3 451 648,2 тыс. рублей, в том числе распределение по годам представлено в таблице 2.
Таблица 2 – Общий объём финансового обеспечения реализации ДПР Безенчукской сельской агломерации на период 2025–2030 гг. по годам, тыс. рублей
Год |
2025 |
2026 |
2027 |
2028 |
2029 |
2030 |
Объём финансового обеспечения, тыс. руб. |
55 5548,9 |
1153541,6 |
138787,1 |
356940 |
215630,6 |
1031200 |
Существенные отличия в объемах финансирования в планируемом периоде связаны с количеством финансируемых мероприятий по созданию и обновлению инфраструктуры сельской агломерации.
В результате реализации комплекса мероприятий ДПР Безенчукской сельской агломерации планируется:
- увеличение (+940 чел. к началу 2031 г. по отношению к 2023 г.) численности населения ОНП и ПНП. К началу 2031 году численность сельской агломерации по прогнозам должна составить - 27533 человек, ОНП - 21016 человек.
- создание 106 новых рабочих мест;
- строительство систем водоснабжения и водоотведения, реконструкция очистных сооружений, реконструкция водозабора «Восточный», строительство водозабора «Юго-Восточный»; капитальный ремонт зданий детских садов - 8, школ - 8, учреждений культуры - 6, ФАПов – 11; строительство стадиона «Колос», районного центра досуга; ремонт автодорог - 12,62 км.
Необходимо также отметить некоторые ограничения, которые могут повлиять на результаты конкурсного отбора ДПР Безенчукской сельской агломерации. Агломерация не соответствует некоторым критериям определения ОНП, таким как: не входит в границы городской агломерации; расстояние до крупного населенного пункта превышает 50 км; численность населения за 5 лет снизилась не более чем на 5%.
Проведя оценку сформированного ДПР Безенчукской сельской агломерации можно выделить ряд факторов и резервов развития:
- территория агломерации в составе муниципального района признана региональным лидером по развитию сельскохозяйственного производства. Район имеет устойчивую тенденцию увеличения производства сельскохозяйственной продукции и доли занятых сельскохозяйственном производстве. На территории района функционирует НИИСХ им. Н.М. Тулайкова, развивающее высокотехнологичное растениеводство и овощеводство за счет эффективного механизма передачи инноваций предприятиям района. В качестве основного резерва развития может стать создание агропромышленного кластера на территории района, где ведущая роль будет принадлежать данной научной организации. Формирование современной инфраструктуры в сельской агломерации позволит сохранить человеческий капитал и будет способствовать его расширению.
- территория муниципального района обладает рекреационным потенциалом, что может способствовать развитию туризма. ООПТ «Васильевские острова» является местом притяжения туристов со всего региона, при этом следует отметить, что не сформирована система организованного туризма на территории района, что опять же связано с недостаточным уровнем развития инфраструктуры, низкой инвестиционной привлекательностью.
- территория сформированной сельской агломерации имеет двойственных характер пространственного развития, поскольку входит в состав крупнейшей Самарской-Тольяттинской агломерации (СТА). При этом значительная удаленность района от ядер агломерации не позволяет в полной мере использовать агломерационные эффекты. Также это положение может негативно повлиять на конкурсный отбор ДПР Безенчукской сельской агломерации. В связи с чем руководством района принято решение выйти из состава СТА, поскольку приоритетом развития района является агропромышленный комплекс, что не соответствует концепции развития в составе городской агломерации.
Представленные факторы, в недостаточной мере отражены в сформированном долгосрочном плане развития Безенчукской сельской агломерации или же являются ограничениями для конкурного отбора. В связи с чем можно считать, что ДПР не учитывает ключевые резервы развития территории, которые могут стать основными драйверами развития муниципального района, поскольку соответствуют одним из приоритетов развития страны в условиях санкционных ограничений.
Таким образом, оценка сформированного долгосрочного плана развития на примере Безенчукской сельской агломерации Самарской области показала, что данный аналитический документ является одним из элементов программно-целевого планирования, позволяющего определить основной потенциал развития сельских территорий в целях привлечения дополнительных ресурсов на развитие этого потенциала. ДПР сельских агломераций призваны увеличить эффективность использования бюджетных ресурсов, поскольку их отбор происходит на конкурсной основе. Также следует отметить, что ДПР сельских агломераций направлены на формирование инфраструктуры территории, поскольку недостаточный уровень его развития является одной из основных причин оттока населения.
Выводы. Стратегический подход к развитию сельских территорий с использованием агломерационных эффектов позволяет достичь сбалансированного развития за счет интеграции ресурсов. Программа развития опорных населенных пунктов и прилегающих к ним территорий (сельских агломераций) и формирование долгосрочных планов их развития на шестилетний период направлена на привлечение необходимого объема экономических ресурсов для формирования эффективной инфраструктуры сельских агломераций, сохранения человеческого капитала и ускорения темпов устойчивого развития сельских территорий.
Конкурсная основа программы нацелена на получение положительного эффекта от реализации долгосрочных планов развития сельских агломераций. Для этого ДПР сельской агломерации должна быть максимально обоснованной. Важно показать синергетический эффект от формирования инфраструктуры и реализации значимых инвестиционных проектов.
Оценка сформированного долгосрочного плана развития Безенчукской сельской агломерации позволила представить основные принципы формирования данного документа, выделить его недостатки, параметры, не соответствующие критериям конкурсного отбора.
При составлении ДПР сельской агломерации были учтены все принципы его составления. При этом рассмотренные приоритеты развития учитывают только текущее положении территории и не имеют амбициозных планов развития с учетом имеющегося потенциала. Такое положение характерно для большинства муниципальных органов власти, поскольку нет уверенности в эффективной реализации планов и, соответственно, негативном влиянии на показатели развития муниципалитетов.
Среди ограничений следует выделить двойственное положение агломерации за счет параллельного вхождения в состав городской агломерации, близость крупных промышленных населенных пунктов, значительное снижение численности населения.
Также при формировании ДПР сельской агломерации не учтены основные потенциальные возможности развития, которые при формировании соответствующей инфраструктуры позволят выйти на ведущие позиции в регионе, сохранить и развивать человеческий капитал. Среди таких факторов развития агломерации выделены: мощная агропромышленная научно-производственная база и наличие рекреационных территорий. Кластерный подход является одним из основных механизмов эффективного использования этих факторов, с этой целью необходимо создание на территории научного агропромышленного и туристического кластеров, Кластерный подход даст синергетический эффект для сопутствующих отраслей сельской агломерации.
Таким образом, при формировании долгосрочных планов развития сельских агломераций необходимо в полной мере раскрыть потенциальные возможности территории, что позволит эффективно привлекать различные виды ресурсов для устойчивого и сбалансированного развития территории.
1. Сарайкин В. А., Никулина Ю. Н., Янбых Р. Г. Субъективное благополучие сельских жителей в России: факторы и их значимость // Экономическая социология. 2023. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subektivnoe-blagopoluchie-selskih-zhiteley-v-rossii-faktory-i-ih-znachimost (дата обращения: 04.04.2024).
2. Костяев А.И. К вопросу о научных основах разработки стратегий развития сельских территорий // Аграрная наука Евро-Северо-Востока. 2020. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-nauchnyh-osnovah-razrabotki-strategiy-razvitiya-selskih-territoriy (дата обращения: 04.04.2024).
3. Голубева А. И., Коновалов А. В., Павлов К. В. Состояние, проблемы и перспективы развития сельских территорий региона // Известия ТСХА. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostoyanie-problemy-i-perspektivy-razvitiya-selskih-territoriy-regiona (дата обращения: 03.04.2024).
4. Nazarova F.U. (2020). Theoretical aspects of developing a strategic plan for socio-economic development of rural areas. American Journal of Economics and Business Management. 3. 1-16.https://doi.org/10.31150/ajebm.v3i4.197.
5. Ge, Dazhuan. (2024). Rural Spatial Governance in the Context of Urban-Rural Integration Development of China
6. Zhang, Zhen. (2022). Research on The Development Path of Rural Manufacturing under The Rural Vitalization Strategy. Frontiers in Business, Economics and Management. 4. 181-184.https://doi.org/10.54097/fbem.v4i3.1291.
7. Prabha, & Kumar, Brejesh & Goyal, S. & Goyal, Ramesh & Singh, Shree Ram. (2015). Indian agriculture and rural development under five-year plans: an appraisal. Agriways. 3. 41-47.
8. Акимова О.Е., Волков С.К., Кузлаева И.М. Организационно-экономический механизм формирования креативных центров в сельских территориях: логика трансформации и сдерживающие факторы // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsionno-ekonomicheskiy-mehanizm-formirovaniya-kreativnyh-tsentrov-v-selskih-territoriyah-logika-transformatsii-i (дата обращения: 04.04.2024).
9. Хаутиев З. С., Гордеев А. С., Гетоков О. О., Хашагульгова М. А. Оценка резервов развития сельских территорий на основе данных комплексного мониторинга // Известия ТСХА. 2020. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/otsenka-rezervov-razvitiya-selskih-territoriy-na-osnove-dannyh-kompleksnogo-monitoringa (дата обращения: 04.04.2024).
10. Павлов Ю.В. Выявление и анализ агломерационных эффектов в экономике региона (на примере Самарской области) // Экономика, предпринимательство и право. 2023. Том 13. № 8. С. 2983-3004. doi:https://doi.org/10.18334/epp.13.8.118827.
11. Харитонов А. В. Методологические основы исследования устойчивого развития сельских территорий в условиях сельской агломерации / А. В. Харитонов, П. Д. Косинский. – DOIhttps://doi.org/10.33305/2312–89. Текст: непосредственный // АПК: Экономика, управление. 2023. № 12. (Развитие сельских территорий). С. 89–96.
12. Харитонов А. В., Бондарев Н. С., Бондарева Г. С. Процесс формирования сельской агломерации: экономический механизм // Московский экономический журнал. 2021. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/protsess-formirovaniya-selskoy-aglomeratsii-ekonomicheskiy-mehanizm (дата обращения: 04.04.2024).
13. Касимов А. А., Проваленова Н. В. Методика оценки ресурсообеспеченности сельской агломерации // Вестник НГИЭИ. 2022. №6 (133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodika-otsenki-resursoobespechennosti-selskoy-aglomeratsii (дата обращения: 04.04.2024).
14. Данилова И. В., Савельева И. П., Резепин А. В. Влияние межтерриториальной связанности на развитие экономического пространства регионов // Экономика региона. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-mezhterritorialnoy-svyazannosti-na-razvitie-ekonomicheskogo-prostranstva-regionov (дата обращения: 04.04.2024).
15. Сеитов С. К. Субсидирование как мера повышения производительности факторов в сельском хозяйстве России // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 2022. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/subsidirovanie-kak-mera-povysheniya-proizvoditelnosti-faktorov-v-selskom-hozyaystve-rossii (дата обращения: 04.04.2024).