ПОДГОТОВКА БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К ПРИМЕНЕНИЮ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: КОММУНИКАТИВНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается коммуникативный аспект подготовки будущих педагогов к применению дистанционных образовательных технологий. В условиях цифровой трансформации образования возрастает роль информационно-коммуникационных компетенций молодого специалиста в организации образовательного процесса. Использование новых технологий часто приводит к проблемам в учебно-педагогическом взаимодействии его участников и требует ориентации на коммуникативный аспект профессиональной педагогической подготовки в условиях применения цифровых технологий. Цель исследования заключалась в исследовании роли коммуникативного аспекта подготовки будущих педагогов к применению дистанционных образовательных технологий. Исследование основано на теоретических (анализ, систематизация, обобщение положений научной литературы по теме исследования) и эмпирических методах (анализ результатов деятельности студентов, педагогическое наблюдение). Показана необходимость формирования у будущих педагогов компетенций в области применения коммуникационных средств цифровой образовательной среды в образовательном процессе. Определены типы учебно-педагогического взаимодействий при цифровом обучении и предложены средства цифровой образовательной среды для их реализации. Перспективы дальнейших исследований могут быть связаны с разработкой методических рекомендаций по применению элементов цифровой образовательной среды (ЦОС) для реализации коммуникативного аспекта, а также расширения участников образовательного процесса за счет добавления нового субъекта «Родители обучающегося».

Ключевые слова:
истанционные образовательные технологии, будущие педагоги, коммуникативный аспект, учебно-педагогическое взаимодействие, цифровая образовательная среда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 11.10.2023 № 1678 «Об утверждении Правил применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». — URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202310120031 (дата обращения: 20.06.2024).

2. Приказ Минобрнауки России от 22.02.2018 № 125 (ред. от 27.02.2023) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 «Педагогическое образование» (с двумя профилями подготовки)» (Зарегистрировано в Минюсте России 15.03.2018 № 50358). — URL: https://base.garant.ru/71897864 (дата обращения: 20.06.2024).

3. Основная профессиональная образовательная программа высшего образования бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), направленность «История и обществознание». — URL: https://www.rsu.edu.ru/sveden/education (дата обращения: 24.06.2024).

4. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку [Текст]: дис. … д-ра пед. наук / А.Н. Богомолов. — М., 2008.

5. Вайндорф-Сысоева М.Е. Специфика учебно-педагогического взаимодействияв цифровой образовательной среде [Текст] / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Е.В. Панькина // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2021. — № 2. — С. 92–100.

6. Глузман Н.А. Педагогическая компетентность преподавателя в условиях дистанционного образования [Текст] / Н.А. Глузман // Проблемы современного педагогического образования. — 2021. — № 70-2. — С. 50–54.

7. Гончарова Н.В. Особенности коммуникации при реализации различных форматов обучения [Текст] / Н.В. Гончарова, А.И. Голоднова // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы VIII Международной научно-практической конференции (Екатеринбург, 18–19 апреля 2022 г.): в 2 т. — Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2022. — Т. 1. — С. 302–

8. Гончарова Л.М. Речевые стратегии и тактики в педагогическом дискурсе [Текст] / Л.М. Гончарова, Н.В. Ковшова // Язык. Культура. Коммуникация: изучение и обучение: Сборник научных трудов VI Международной научно-практической конференции, Орел, 20–21 октября 2022 года. Орел: Картуш, 2022. — С. 181–187.

9. Гончарова Л.М. Языковые новообразования в интернеткоммуникации [Текст] / Л.М. Гончарова, Н.В. Ковшова // Гуманитарные технологии в современном мире: Сборник статей VIII международной научно-практической конференции. В 2 ч. Калининград, 28–30 мая 2020 года / Сост. Л.М. Гончарова, Т.В. Нестерова, Э.А. Китанина. Т. Ч. 1. Калининград: Полиграфычъ, 2020. — С. 73–80.

10. Калашников П.К. Актуальные направления развития дидактики профессионального образования в современных условиях [Текст] / П.К. Калашников, В.Г. Мартынов, Н.Д. Подуфалов, А.И. Савенков // Педагогика. — 2023. Т. 87. — № 7. — С. 5–33.

11. Кузнецов А.А. Коммуникация в дистанционном формате: эволюция устной и письменной коммуникации с иностранными студентами в условиях пандемии [Текст] / А.А. Кузнецов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. — 2021. № 201. — С. 151–157. — DOIhttps://doi.org/10.33910/1992-6464-2021201-151-157

12. Лифшиц М.В. Особенности межличностной коммуникации студента и преподавателя в ситуации дистанционного обучения [Текст] / М.В. Лифшиц // Дистанционные технологии в профессиональном психологическом образовании, психологии и психоанализе: Сборник научных трудов по материалам международной научно-практической конференции, посвященной 10-летию отдела инновационных технологий в образовании ЧОУВО «ВЕИП», Санкт-Петербург, 19 ноября 2019 года / Под ред. М.М. Решетникова. СПб.: Восточно-европейский институт психоанализа, 2020. — С. 22–27.

13. Пьянников М.М. Виды коммуникаций в системе дистанционного обучения [Текст] / М.М. Пьянников // Современные исследования социальных проблем. — 2013. — № 1. С. 13.

14. Рюмин Р.В. Формирование медиативной компетентности посредством дистанционных образовательных технологий [Текст]: монография / Р.В. Рюмин, Р.В. Ардовская. — Вологда: ИСЭРТ РАН, 2013.

15. Фомина М.В. Особенности коммуникации в электронной информационно-образовательной среде в условиях дистанционного обучения [Текст] / М.В. Фомина, Е.А. Михайлова, О.О. Жеребятьева [и др.] // Вестник Оренбургского государственного университета. — 2022. — № 2. С. 98-–102. — DOI:https://doi.org/10.25198/1814-6457-234-98

16. Фортыгина С.Н. Подготовка будущих педагогов в условиях реализации дистанционного обучения [Текст] / С.Н. Фортыгина // Мир науки, культуры, образования. — 2020. № 4. — С. 122–123. — DOI:https://doi.org/10.24411/1991-5497-2020-00699

Войти или Создать
* Забыли пароль?