Минск, Беларусь
Статья посвящена результатам проспективного рандомизированного педагогического исследования, в котором проводилась сравнительная оценка эффективности усвоения концептуально понятийного материала по учебной дисциплине «Основы управления интеллектуальной собственностью» в результате применения в преподавании специально разработанного конспекта дисциплины. Новый дидактический формат основан на концептуальных представлениях об инженерном знании как диалектически связанных компонентах фундаментальной понятийной составляющей и навыков получения информации из информационной сферы. Полученные результаты показали, что в исследуемой группе эффективность усвоения материала, оцениваемая средним баллом, была педагогически и статистически значимо выше. При этом различия в качественной успеваемости оказались еще выше.
уровневое инженерное образование, модернизация высшего инженерного образовательных программ, управление, организация, маркетинг, продвижение
1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические труды. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та,2008. – 478 с.
2. Лефрансуа Ги. Прикладная педагогическая психология. – 10-е междунар. изд. Санкт-Петербург: Прайм–Еврознак, 2007. – С. 165–209.
3. Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Введение в теорию моделирования и параметризации педагогических тестов. – М.: Прометей, 2000. – 168 с.\
4. Образование в Республике Беларусь: нормативноправовое регулирование : сб. норматив. правовых актов / сост. : И. В. Титович [и др.]. – Минск : РИВШ: Центр охраны труда и промышленной безопасности, 2007–2023.
5. Серебрякова Н.Г. Образовательные технологии и контроль результатов обучения в новой концепции инженерного образования // Образовательные технологии. – 2022. – № 2. – С. 67–78.
6. Серебрякова Н.Г. Проектирование системы инженерного образования нового поколения. – М.: Народное образование, 2021. – 184 с.
7. Серебрякова Н.Г. Структура инженерного знания и концептуально-понятийный каркас учебной дисциплины // Образовательные технологии. – 2021. – № 4. – С. 35–48.
8. Серебрякова Н.Г., Мириленко А.П. Статистические методы анализа и планир. эксперимента: учебно-методическое пособие. – Минск: БГАТУ, 2022. – 104 с.
9. Торндайк Э. Принципы обучения, основанные на психологии. – М.: Юрайт, 2022. – 270 с.
10. Финн В.К. Применение интеллектуальных систем в изучении общества. Методы логики и искусственного интеллекта в гуманитарном знании, строение интеллектуальных систем и социальные последствия их использования. – М.: URSS, 2021. – 352 с.
11. Холодная М.А. Психология понятийного мышления: от концептуальных структур к понятийным способностям. Российская акад. наук, Ин-т психологии. – М.: Ин-т психологии РАН, 2012. – 287с.
12. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. – М.: Педагогический поиск, 1987. – с. 159–167.
13. Atkinson R. Human memory and the learning process. Published the psychology learning and motivation, 1980. 528 p.
14. Baddeley A.D. Is working memory still working? // American Psychologist. 2001. Vol. 56. pp. 851–864.
15. Bahrick H.P., Bahrick P.O. and Wittinger R.P. Fifty years of memory for names and faces: a cross-sectional approach // Journal of Experimental Psychology: General. 1975. Vol. 104. pp. 54–75.
16. Bartlett F.C. Remembering: A study in experimental and social psychology. Cambridge: Cambridge University Press, 1932.
17. Ebbinghaus H. Ober das Gedachtnis. Leipzig, 1985.
18. Hatti John A.C. Visible learning. London, N.-Y.: Routledge, 2010. 477 p. [Хэтти, Джон А. С. Видимое обучение: синтез результатов более 50000 исследований с охватом более 86 миллионов школьников / Джон Хэтти; [перевод Н.В. Селиванова]. М.: Национальное образование, 2017. – 495 с.].
19. Lang Th. How to report statistics in medicine. 2nd ed. Philadelphia: American college of physicians, 2010. 477 p.
20. Moray N., Barnett T., Bates A. Experiments on the 4-Eared Man // Jornal of Acoustical Society of Americfa. 1964. Vol. 38. pp. 209–212.
21. Ryl G. The concept of mind. London: Hutchinsone, 1949.
22. Sperling G. The information available in brief visual presentations// Psychological Monograph. 1960. Vol. 74.
23. Tulving E. Episodic and semantic memory // Tulving E., Donaldson W. Organization of memory. N.Y., 1972.