ОСОБЕННОСТИ РИСКОВАННОГО ПОВЕДЕНИЯ ПОДРОСТКОВ В КИБЕРПРОСТРАНСТВЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в течение длительного времени рискованное поведение ассоциировалось в первую очередь с девиантным поведением подростков. Однако киберпространство, интернет и особенно социальные сети значительно повлияли на рискованное поведение подростков в условиях цифровизации общества. Предмет исследования: рискованное поведения подростков в киберпространстве. Цель исследования: анализ результатов научных исследований, посвященных изучению влияния социальных сетей и вовлеченностью в рискованное поведение в подростковом возрасте. Методы исследования: анализ, синтез и систематизация информации. Результаты исследования: представлена характеристика рискованного поведения подростков в киберпространстве и его трансформация в связи с появлением и развитием различных социальных сетей. Также перечислены основные факторы рискованного поведения подростков в киберпространстве. Новизна исследования заключается в описании форм проявления отклоняющегося поведения в киберпространстве: кибербуллинг, кибергруминг, киберсталкинг, секстинг, нетолизм, а также связанный с социальными сетями синдром упущенных возможностей FOMO. Область применения результатов: материалы исследования могут быть использованы в работе психологов, социальных педагогов и сотрудников подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел с целью профилактики и коррекции рискованного поведения подростков в киберпространстве.

Ключевые слова:
рискованное поведение, киберраддикции, зависимость, цифровизация, виртуальная среда, социальные сети
Текст

Введение. Актуальность обращения к тематике рискованного поведения подростков в киберпространстве обусловлена исследованием причин и динамики рискованного поведения в целом, но также и в контексте изучения онлайн-среды социальных сетей. В настоящее время дети рождаются в мире, где «реальное» и «виртуальное» сливаются воедино, и разделить эти миры очень трудно и, возможно, даже нежелательно. Необходимо принять тот факт, что киберпространство становится частью повседневной жизни подростков. Сегодня подростки подвергаются наибольшему риску в социальных сетях [6]. Это не потому, что социальные сети сами по себе опасны, а связано с наивностью и доверчивостью их использования подростками. В настоящее время социальные сети для данной возрастной группы - это целый мир для них. Анализ отечественных и зарубежных исследований позволил установить, что «подростки проводят значительную часть своего свободного времени в сети Интернет, преимущественно общаясь в социальных сетях, которые привлекают их удобством такого общения» [12, 17, 18].  При этом «больше половины подростков проводят в Интернете от 6 часов и более, т.е. виртуальному пространству и социальным сетям они посвящают практически все свое свободное время» [12, с. 86]. Установлено, что неоднократные вхождения и погружения в мир социальных сетей приводят к болезненной конфронтации с реальностью у подростков [3, 4]. Чаще всего они «убегают» от этой реальности обратно в социальные сети, из которого они возвращаются к жизни с установками о том, как избежать скуки, как достичь мечты, как совладать с внутренними противоречиями. Они все больше отдаляются от того, кто они есть, кем они хотят быть, кем они являются на самом деле. В связи с этим, целью статьи является анализ результатов научных исследований, посвященных изучению влияния социальных сетей и вовлеченностью в рискованное поведение в подростковом возрасте.

Содержание предыдущих исследований.  Прежде чем обсуждать формы рискованного поведения и трансформацию риска поведения подростков в контексте киберпространства необходимо определить, что такое рискованное поведение.

Существует много различных определений рискованного поведения и единого, общепринятого не существует. Согласно Р. Едлички c соавторами рискованное поведение можно рассматривать как «вызывающее тревогу предвзятость и социальную патологию» [23, с. 66]. С. Фишер, И. Шкода, характеризуют рискованное поведение как «изменчивый спектр явлений, которые мы воспринимаем как нежелательные, неугодные или неприемлемые» [22, с. 15]. В контексте нашего исследования представляется наиболее подходящим определение В.Земановой, М. Долейс, согласно которым именно поведение личности или группы вызывает очевидный рост социального, психологического, медицинского, развивающего, физиологического и других рисков для личности, для ее окружения и/или для общества [33].

Рискованное поведение понимается как обобщающий термин для различных форм отклоняющегося поведения. Рискованное поведение может происходить как в реальной среде, так и в киберпространстве, и для подростков это имеет большее значение, чем для взрослых.

В.Н. Соботкова с соавторами подчеркивают, что в случае с подростками необходимо обращать внимание на степень выражения рискованного поведения. Например, это проблемное поведение и/или угрожающее поведение, отмечая при этом, что также такое поведение довольно распространено в подростковом возрасте [29, с.40].

Результаты мета-анализа свидетельствуют о снижении за последнее десятилетие распространенности других видов рискованного поведения, такие как пьянство, курение, употребление психоактивных веществ и могут быть связаны с одновременным увеличением использования подростками социальных сетей за тот же период времени [3, 6, 31].

Подростки часто выбирают рискованные формы поведения из-за необходимости понимания самого себя, удовлетворения потребностей, самопрезентации и т.д. В связи с этим использование социальных сетей позволяет подросткам самовыражаться в общении со сверстниками. Социальные сети представляют собой уникальное пространство для самопознания подростков, но имеет определенные риски в поведении.

В настоящее время к наиболее распространенным формам рискованного поведения относятся: прогулы, агрессивное поведение (травля, насилие, кибербуллинг, флейминг и другие рискованные формы коммуникации в киберпространстве), аддиктивное поведение (это не только злоупотребление психоактивными веществами, но и нетолизм), рискованные занятия спортом (адреналин экстремальных видов спорта, а также фиджитал-спорт), рискованное поведение в транспорте (зацепинг) и др.

Приведенный перечень отдельных форм (типов, разновидностей) рискованного поведения в настоящее время заменен новой концепцией рискованного поведения, которая по мнению Д. Мазур, Б. Войнаровски представляет собой «синдром рискованного поведения в подростковом возрасте» [26]. Этот термин отражает тот факт, что существующие риски в подростковом возрасте — это временное явление, но они могут иметь серьезные последствия для здоровья, а также могут сохраняться во взрослом возрасте.

Н. Вайнштейн, М. Николич изучая правильные и неправильные интерпретации между восприятием риска и рискованным поведением описали «феномен “неоправданного оптимизма” или “иллюзии неуязвимости”: подростки имеют склонность занижать вероятность наступления неприятных событий и преувеличивать свои способности справляться с их последствиями» [32].

Исходя из вышеизложенного, проблему рискованного поведения подростков в киберпространстве в настоящее время необходимо рассматривать с учетом данного контекста. Невозможно удовлетвориться только учетом факторов, влияющих на возникновение и развитие рискованного поведения, которое существует только в автономной (реальной) среде, но также необходимо также принимайте во внимание факторы, существующие в онлайн-среде. На этот факт также указывает А. Шевчикова с соавторами в связи с экологической моделью Бронфенбреннера, в которой представлен социально-психологический анализ рисков, влияющих на отдельных людей [27]. Данная модель была частью международного проекта «EU Kids Online II» в России о возможностях, рисках и безопасности детей в Интернете, а также исследования «вопросов цифровой грамотности, совладания с онлайн-рисками, восприятии рисков и практикой обеспечения своей безопасности» [4].  

В контексте интернета (социальных сетей) важно учитывать, что онлайн-риски присутствуют не только в киберпространстве, но и проявляются в отношении современных подростков к социальным сетям.

Описание выявленных   противоречий. Проблемы с социализацией и развитием в автономной (реальной) среде приводят подростков в виртуальную среду (онлайн-мир). Это проявляется в особенностях идентичности, автономии, отношении со сверстниками, готовности к риску и поиску острых ощущений. Таким образом, рискованное поведение подростков меняется в связи с частым использованием подростками социальных сетей. Данный процесс приводит к тому, что трансформируется поведение подростков и формы взаимодействия с окружающим миром (личные межличностные контакты, физическая активность и т.д.). Предполагается, что среди прочего, контекст социальных сетей способствует формированию интернет-сообществ, в которых разделяются как нормы поведения, так и риски.

В интернет-сообществе рискованное поведение часто преподносится как позитивное, оно подкрепляется лайками и положительными комментариями, что, в свою очередь, приводит к имитации такого поведения. В данном контексте необходимо учитывать влияние такого явления как «супер-равных», которая становится специфичной для социальных сетей. А. Ваннуччи с соавторами отмечают, что «подросток, оказывающий сильное влияние и давление на других подростков с целью принуждения участия в актах рискованного поведения, оценивает такие действия как нормативные» [31, с. 258-259].

Рассмотрим факторы, влияющие на возникновение рискованного поведения в киберпространстве.

Авторы «Введение в киберпсихологию» следующим образом определяют киберпространство «виртуальным пространством/средой обитания пользователей социальных сетей, основными характеристиками которых являются взаимодействие и ощущение новой формы сообщества/социума, из которой может возникнуть новая концепция идентичности личности... В отличие от Интернета... который является общим коммуникационным интерфейсом / средой передачи данных» [28].

Нередко общение в киберпространстве проблематично, усугубляет взаимопонимание, негативно влияющее на использование речи (сужение словарного запаса, англиканство и т.п.), однако у него также есть свои положительные стороны (скорость передачи и доступность информации) [15]. Одним из самых больших рисков является анонимность, которую киберпространство предоставляет своим пользователям. В Интернете можно быть кем угодно, например, сменить пол, возраст и др. Благодаря анонимности можно позволить себе большее: быть более критичным или, наоборот, открытым. В этом пространстве все равны. Как отмечалось ранее, интернет – это среда, способствующая проявлению рискованного поведения. Ее спецификой является упомянутая выше анонимность, а также феномен, называемый растормаживанием.

Растормаживание означает отстранение или отстраненность от общения.  
А. Черна с соавторами определяют растормаживание в онлайн-среде как «поведение в интернете, при котором у нас меньше запретов, и мы не думаем о последствиях наших действий так часто, как делали бы это в автономном режиме. За этим феноменом стоит воспринимаемая анонимность и невидимость, которые типичны для интернет-общения» [19, с. 143].

Расторможенность - это определенная потеря контроля над собственным поведением и влечет за собой меньшее использование защитных механизмов.
 В результате это выражается в следующих особенностях поведения личности: более открытая позиция взаимодействия, выходит за границы, которые она обычно охраняет, что может привести как к конструктивному поведению, так и деструктивному.

Чтобы снизить риски, связанные с использованием интернета, важно обращать внимание не только на онлайн-безопасность в киберпространстве, но и соблюдение правил достойного поведения. Для этого используется термин сетевой этикет – это правила, регулирующие общение пользователей сети Интернет. Это относится к соблюдению определенных социальных ритуалов даже в киберпространстве [2].

Д. Дочекал с соавторами используют термин «цифровые джунгли» для описания киберпространства, и они объясняют, что в нем, как и в джунглях, обитают различные «хищники» [20, с. 17]. При длительном погружении в киберпространство, важно быть осторожными. Особенно это касается подростков, для которых в этих «джунглях» таится множество рисков.

Рассмотрим кратко формы проявления отклоняющегося поведения в киберпространстве, которые характерны для подростков.

Кибербуллинг   - это собирательный термин для обозначения форм травли в цифровом мире с помощью устройств, таких как сотовые телефоны, планшеты и компьютеры. Общим для данных форм «является агрессивная направленность коммуникативной деятельности в сети интернет» [12, с. 79].

 Как и традиционная травля, кибербуллинг предполагает повторяющееся поведение и диспропорцию силы между агрессором и жертвой [5, 9, 25]. Кибербуллинг проявляется в различных угрозах, домогательствах, унижениях и в интернете, часто через социальные сети [1, 9, 10].

Исследователи отмечают, что «в некоторых случаях реальное притеснение жертвы буллинга находит свое продолжение в явлении «happy slapping» (съемке на сотовый телефон процесса избиения жертвы сверстниками с последующим размещением видео в сети Интернет)» [13, с. 4].

Кибергруминг это поведение пользователей интернета (кибергрумеров), с целью установления «дружеских отношений» в киберпространстве и заставить жертву прийти на тайную личную встречу. Целью их действий «является сексуальное домогательство, получением от детей и подростков личных интимных фотографий и видеозаписей, принуждение к занятию проституцией» [11].
А.С. Медведева справедливо отмечает, что «онлайн общение со взрослым грумером как самостоятельный процесс также способно нанести непоправимый вред психическому состоянию и развитию несовершеннолетних» [11, с. 292].

Следует обратить внимание на то, что не каждый подросток при использовании социальных сетей знакомится с незнакомыми людьми. Эта тенденция чаще проявляется у подростков, которые испытывают психологический дискомфорт, недовольство своей внешностью, при конфликтных взаимоотношениях с родителями, а также проблемы в межличностных отношениях со сверстниками.

Киберсталкинг представляет собой комбинацию двух слов: кибер и преследование. П.Н. Кобец, К.А. Краснова под «киберсталкингом подразумевают особую, новую форму девиантного поведения, которая не идентична офлайн-сталкингу (вне сети «Интернет») и означает преследование какого-либо лица с помощью Интернета и других электронных устройств» [8, с. 78].  Проявляется в преследовании или домогательстве со стороны известного или неизвестного человека «киберсталкера», вызывающее у жертвы чувство страха или опасности [16]. Киберсталкинг относится к преследованию в виртуальном мире. Киберсталкинг может привести к тому, что жертва будет использована для совершения мошенничества или кражи.

Киберсталкинг также включает традиционные формы психологической травли, усиленные использованием информационно-коммуникационных технологий [7]:

- оскорбление и унижение;

- угрозы и запугивание;

- вымогательство;

- клевета.

Секстинг - отправка или публикация фотографий, сообщений интимного содержания.  Он проявляется в распространении подростками материалов сексуального характера в киберпространстве.  Л. Джонсон с соавторами установили причины рассылки своих обнаженных фотографий подростками и молодыми людьми. Они отмечают, что «такие действия служили для них развлечением, способом флиртовать и знакомиться с новыми людьми, исследовать собственную сексуальность или получить подтверждение своей сексуальной привлекательности. Они считали эти действия “социально приемлемыми”, ожидаемыми в случае, когда люди состоят в романтических отношениях. Просьба или требование от другого лица прислать интимные фотографии были лишь одной из названных причин» [24]. Таким образом, в случае секстинга предоставление конфиденциальных материалов сопряжено с риском.

Нетолизм - это зависимость от виртуальной среды. Наиболее подвержены данной кибераддикции подростки. Зависимость может быть от онлайн-игр, просмотра видео, но часто она связана с использованием социальных сетей. К числу типичных признаков нетолизма относятся [30]:

 1. Потеря контроля над временем («засиживание» в виртуальной среде из-за необходимости постоянно быть в онлайн).

2. Психологические проявления (чувство пустоты в случае кратковременного выхода из виртуальной среды, растущая нервозность и беспокойство, утаивание информации о зависимости, компьютер / сотовый телефон как бегство от личных проблем и т.д.).

3. Психосоциальные проявления (разрыв отношений с семьей, потеря бывших друзей, сложности в поддержании межличностной коммуникации).

4. Проявления, связанные с работой (учебой) (меньшее количество выполняемой работы, пренебрежение учебой, снижение академической успеваемости).

Существует также феномен, связанный с социальными сетями синдром упущенных возможностей FOMO - это сокращение от страха что-то упустить [21]. Проявление FOMO выражаемся в том, что подросток постоянно следит за своим аккаунтом в социальной сети или, вообще, что происходит в его любимой социальной сети. Постоянный мониторинг профилей других людей приводит к сравнениям, часто к снижению самооценки, в результате чего подросток испытывает тревогу и грусть, может привести к депрессии [14].

В большинстве случаев наблюдается сочетание форм рискованного поведения или происходит переход от одного к другому.

Выводы. В настоящее время киберпространство становится все более опасным для людей и общества в связи с возможностью мониторинга всех действий человека, сбора о нем множества различных данных, в том числе персональных. Однако в киберпространстве люди обычно очень легко отказываются от защиты своей частной жизни поскольку они принимают на себя риски, связанные с данным выбором. Результаты показывают, что на фоне традиционного описания рискованного поведения, поведение подростков в социальных сетях проявляется в переносе ими проблем в автономной режим киберпространства. Описаны основные формы проявления отклоняющегося поведения подростков в киберпространстве. При этом наиболее разработанной темой в современной практике является тема кибербуллинга и  киберсталкинга. Представленные в данной статье особенности рискованного поведения подростков в киберпространстве могут быть использованы при разработке профилактических программ отклоняющегося онлайн-поведения и психологической интервенции при его проявлении.

Список литературы

1. Блинова Д.Н., Гурина О.Д. Киберагрессия и кибербуллинг в судебно-экспертной практике [Электронный ресурс] // Психология и право. 2023. Том 13. № 3. С. 150–160. DOI:https://doi.org/10.17759/psylaw.2023130311. EDN: https://elibrary.ru/DTWYLL

2. Богомолова Е.С., Лангуев К.А. Влияние факторов цифровой среды на мышление и умственную работоспособность современных учащихся // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2021): сб. статей II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 11–12 ноября 2021 г. / Под ред. В.В. Рубцова, М.Г. Сороковой, Н.П. Радчиковой. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2021. 36–48 с. EDN: https://elibrary.ru/SZBUFE

3. Войскунский А.Е. Поведение в киберпространстве: психологические принципы // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2016. № 1.С. 66–83.

4. Дети России онлайн: риски и безопасность. Результаты международного проекта EU Kids Online II в России / Г. Солдатова, Е. Зотова, М. Лебешева и др. М., 2012. 213 с.

5. Дозорцева Е.Г., Кирюхина Д.В. Кибербуллинг и склонность к девиантному поведению у подростков // Прикладная юридическая психология. – 2020. – № 1(50). – С. 80-87. – DOIhttps://doi.org/10.33463/2072-8336.2020.1(50).080-087. EDN: https://elibrary.ru/VGHHAI

6. Каменская В.Г., Томанов Л.В. Цифровые технологии и их влияние на социальные и психологические характеристики детей и подростков // Экспериментальная психология. 2022. Том 15. № 1. С. 139–159. DOI:https://doi.org/10.17759/exppsy.2022150109 EDN: https://elibrary.ru/WNLUVZ

7. Караяни А.Г., Душкин А.С. Психологические основы преступлений, совершаемых с использованием информационно-телекоммуникационных технологий или в сфере компьютерной информации // Педагогика и психология в деятельности сотрудников правоохранительных органов: интеграция теории и практики: Материалы международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 27 октября 2023 года. СПб.: СПбУ МВД России, 2023. С. 140-150. EDN: https://elibrary.ru/IPURBL

8. Кобец П.Н., Краснова К.А. Об общественной опасности киберсталкинга и необходимости его предупреждения // Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. 2018. № 3 (86). С. 77-83. EDN: https://elibrary.ru/YAAIQH

9. Мазурчук Е.О., Мазурчук Н.И. Девиантное поведение молодежи в виртуальном пространстве: кибербуллинг // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 6. – С. 224-229. – DOIhttps://doi.org/10.26170/po20-06-26. EDN: https://elibrary.ru/TPQVMI

10. Макарова Е.А., Макарова Е.Л., Махрина Е.А. Психологические особенности кибербуллинга как формы интернет-преступления [Электронный ресурс] // Российский психологический журнал. 2016. Том 13. № 3. С. 293–311. doihttps://doi.org/10.21702/rpj.2016.3.17 EDN: https://elibrary.ru/UVJLFK

11. Медведева А.С. Кибергруминг и способы противодействия ему // Цифровая гуманитаристика и технологии в образовании (DHTE 2020): Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Москва, 19–21 ноября 2020 года. М.: Издательство ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 292-296. EDN: https://elibrary.ru/ALJDZB

12. Отклоняющееся онлайн-поведение подростков и молодых взрослых в социальных сетях: учебное пособие / под. ред. Дворянчикова Н.В. и Рубцовой О.В. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2022. 100 с.

13. Преступления в интернет-среде с участием несовершеннолетних и их медико-психологическая профилактика: аналитический обзор / Е.В. Макушкин, В.Д. Бадмаева, Е.Г. Дозорцева [и др.]. Москва: ФГБУ «НМИЦПН им. В.П. Сербского» Минздрава России, 2021. 56 с. EDN: https://elibrary.ru/ZCKPZF

14. Пузыревич Н.Л. Психологические предпосылки рискованного поведения в подростковом возрасте // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2009. № 7-2. С. 221-223. EDN: https://elibrary.ru/KWDECX

15. Рубцова О.В., Поскакалова Т.А., Ширяева Е.И. Особенности поведения в виртуальной среде подростков с разным уровнем сформированности «образа Я» // Психологическая наука и образование. 2021. Том 26. № 4. С. 20—33. DOI: https://doi.org/10.17759/pse.2021260402 EDN: https://elibrary.ru/SHEOLP

16. Тимошкина В.А. Киберсталкинг: современное состояние и меры противодействия на досудебных стадиях уголовного процесса // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2023. № 1(37). С. 26-30. EDN: https://elibrary.ru/IBEDCC

17. Ускова Е.В. Подросток в цифровой среде: паттерны и риски // Теория и практика общественного развития. 2023. № 2 С. 82–89. https://doi.org/10.24158/tipor.2023.2.11. EDN: https://elibrary.ru/FKCHSW

18. Ardesch, Frank & Vegt, Denise & Jong, Jessica. (2023). Problematic social media use and lifestyle behaviours in adolescents (Preprint). JMIR Pediatrics and Parenting. 6.https://doi.org/10.2196/46966.

19. Černá, Alena a kol., 2013. Kyberšikana. Praha: Grada. 152 s.

20. Dočekal, Daniel a kol. (2019). Dítě v síti: manuál pro rodiče a učitele, kteří chtějí rozumět digitálnímu světu mladé generace. Praha: Mladá fronta. 207 s.

21. Elhai, Jon & Haibo, Yang & Montag, Christian. (2020). Fear of missing out (FOMO): overview, theoretical underpinnings, and literature review on relations with severity of negative affectivity and problematic technology use. Brazilian Journal of Psychiatry. 43.https://doi.org/10.1590/1516-4446-2020-0870.

22. Fischer, Slavomil a Jiří Škoda. (2014). Sociální patologie. Závažné sociálně patologické jevy, příčiny, prevence, možnosti řešení. 2., rozš. a aktualiz. vyd. Praha: Grada. 231 s.

23. Jedlička, Richard a kol. (2015). Poruchy socializace u dětí a dospívajících: prevenceživotních selhání a krizová intervence. Praha: Grada. 544 s.

24. Jonsson, L., Cooper, K., Quayle, E., Svedin, C. G., & Hervey, K. (2015). Young People Who Produce and Send Nude Images: Context, Motivation and Consequences. University of Edinburgh. 40 p.

25. Kowalski R.M., Giumetti G.W., Schroeder A.N., Lattanner M.R. Bullying in the digital age: A critical review and meta-analysis of cyberbullying research among youth. Psychological Bulletin, 2014, Vol. 140, – pp.1073–1137. DOI: https://doi.org/10.1037/a0035618

26. Mazur J, Woynarowska B. Zespół zachowań ryzykownych a zdrowie subiektywne i zadowolenie z zycia młodziezy 15-letniej [Risk behaviors syndrome and subjective health and life satisfaction in youth aged 15 years]. Med Wieku Rozwoj. 2004 Jul-Sep;8(3 Pt 1):567-83. Polish.

27. Ševčíková, Anna a kol., 2014. Děti a dospívající online: vybraná rizika používání internetu. Praha: Grada. 183 s.

28. Šmahaj, Jan a Martin Zelin a (eds.). (2015). Úvod do kyberpsychologie. Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci. 90 s.

29. Sobotkova, Veronika Nielsen a kol. (2014). Rizikové a antisociální chování v adolescenci. Praha: Grada. 151 s.

30. Švestková, Renata, Soldán, Ladislav a Martin Řehka, Kyberšikana. (2019). České Budějovice: Zdravotně sociální fakulta Jihočeské univerzity v Českých Budějovicích. 82 s.

31. Vannucci, Anna & Simpson, Emily & Gagnon, Sonja & Ohannessian, Christine. (2020). Social media use and risky behaviors in adolescents: A meta-analysis. Journal of Adolescence. 79. 258-274.https://doi.org/10.1016/j.adolescence.2020.01.014.

32. Weinstein N., Nicolich М. Correct and incorrect interpretations between risk perception and risk behavior // Health Psychology. 1994. Vol. 92. № 3. P. 235 – 245. DOI: https://doi.org/10.1037//0278-6133.12.3.235

33. Zemanova, Vanda a Martin Dolejs. (2015). Životní spokojenost, sebehodnocení a výskyt rizikového chování u klientů nízkoprahových zařízení pro děti a mládež. Olomouc: Univerzita Palackého v Olomouci. 151 s.

Рецензии
1. Особенности рискованного поведения подростков в киберпространстве Авторы: Петров Владислав Евгеньевич


Войти или Создать
* Забыли пароль?