Московский городской педагогический университет
В статье представлены основные подходы классиков отечественной науки внутришкольного менеджмента к трактовке управленческого цикла как одной из ключевых категорий теории и практики управления образовательными системами. Отечественная наука внутришкольного управления, с одной стороны, базируется на классической теории социального управления, с другой стороны, учитывает специфику образовательных систем. Обязательным этапом возрождения и развития отечественной теории управления образовательными системами является изучение научных достижений основоположников внутришкольного менеджмента.
внутришкольное управление, управленческий цикл, анализ, планирование, организация, контроль, регулирование, руководство
1. Богуславский М.В. Татьяна Ивановна Шамова: выдающийся ученый-педагог и деятель образования // Наука. Управление. Образование. РФ. – 2021. – № 1(1). – С. 7-16. DOI: https://doi.org/10.48621/NUO.2021.1.1.002; EDN: https://elibrary.ru/DIZQMW
2. Воровщиков С.Г. Менеджмент в образовании / С.Г. Воровщиков, М.М. Новожилова. М.: ГБОУ ДО «Учебно-спортивный центр» Москомспорта, 2017. – 312 с.
3. Воровщиков С.Г. Перед лицом перемен: перспективы взаимодействия педагогической теории и практики по решению инновационных проблем современного образования // Педагогическое образование и наука. – 2013. – № 2. – С. 103-109. EDN: https://elibrary.ru/RPVHYZ
4. Воровщиков С.Г. Универсальные учебные действия: внутришкольная система формирования и развития / С.Г. Воровщиков, Д.В. Татьянченко, Е.В. Орлова. – М.: УЦ «Перспектива», 2017. – 240 с.
5. Конаржевский Ю.А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогика, 1986. – 144 с.
6. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури: Пер. с англ. – М.: Вильямс, 2020. – 672 с.
7. Татьянченко Д.В. Управление качеством образования: вхождение в проблему / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков. – Челябинск: ПО «Книга», 1995. – 105 с. EDN: https://elibrary.ru/YTJROX
8. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента. – М.: Новая школа, 1998. – 288 с.
9. Управление – это наука и искусство/ А. Файоль, Г. Эмерсон, Ф. Тейлор, Г. Форд. – М.: Республика, 1992. – 351 с.
10. Управление школой / Под ред. В.С. Лазарева. – М.: Центр социальных и экономических исследований, 1997. – 336 с.
11. Шамова Т.И. Управление образовательными системами / Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко, Г.Н. Шибанова. – М.: Академия, 2005. – 234 с. EDN: https://elibrary.ru/QUEJJB
12. Шамова Т.И. Часть 2. Теоретико-методологические основы научного управления образовательным учреждением / Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков // Развитие образовательных систем и проблемы управления ими. – М.: МПГУ, 2009. – С. 16-24. EDN: https://elibrary.ru/UWSCMU
13. Шамова Т.И. Часть 3. Теория и практика управления школой / Т.И. Шамова, С.Г. Воровщиков // Развитие образовательных систем и проблемы управления ими. – М.: МПГУ, 2009. – С. 67-78. EDN: https://elibrary.ru/XWFVRR
14. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности: Пер. с англ. – М.: Экономика. 2017. – 224 с.



