ФОРМИРОВАНИЕ МЯГКИХ НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ СПО — БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ТУРИЗМУ: ОЖИДАНИЯ РАБОТОДАТЕЛЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы формирования мягких (универсальных) навыков 
у студентов среднего профессионального образования, обучающихся по направлениям, связанным с туризмом и гостеприимством. На основе анализа стратегических и нормативных документов, а также результатов социологического опроса представителей туристской отрасли, выявлены ключевые ожидания работодателей в отношении профессионального и личностного профиля специалистов. Показано, что мягкие навыки рассматриваются как обязательный компонент профессиональной компетентности. Обоснована необходимость поиска педагогических решений, обеспечивающих целенаправленное развитие этих навыков в рамках образовательного процесса. В качестве практической рекомендации предложено использование внеаудиторной конкурсной деятельности как реалистичного и воспроизводимого механизма формирования гибких компетенций у студентов СПО.

Ключевые слова:
среднее профессиональное образование, туризм, мягкие навыки, универсальные компетенции, кадры, внеаудиторная деятельность, конкурсная форма, работодатель
Список литературы

1. Амчиславская, Е. Ю. Формирование «гибких навыков» у студентов бакалавриата направления «Дизайн» : специальность 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Амчиславская Евгения Юрьевна ; Чеченский государственный университет имени А.А. Кадырова. — Грозный, 2023. — Текст : непосредственный. — URL: https://storage.ucomplex.org/files/dissertation/210/dissertation_file/0b870de9c2b09a4ae0c7fcb3270b0953.pdf EDN: https://elibrary.ru/YGGZMO

2. Вязанкин, В. С. Формирование гибких навыков во внеаудиторной деятельности студентов СПО: текущее состояние и современные тренды / В. С. Вязанкин // Современные тенденции развития науки и мирового сообщества в эпоху цифровизации (шифр - МКСТР) : Сборник материалов XXIV Международной научно-практической конференции, Москва, 30 мая 2024 года. – Москва: Центр развития образования и науки, 2024. – С. 49-53. – EDN BNLHSW

3. Гомозов, Р. А. Проблема качества образования в образовательных учреждениях СПО / Р. А. Гомозов, Т. В. Кульневич // Человек и общество: история и современность: Межвузовский сборник научных трудов. — Воронеж : Воронежский государственный педагогический университет, 2024. — С. 77-82. — EDN CWTCUM

4. За два года в Тульской области на 40% выросло количество заправок, кафе и гостиниц // ТУЛАСМИ : официальный сайт Информационного агентства «Регион 71». — 2024. — 15 июня. — URL: https://tulasmi.ru/n28313.html (дата обращения: 29.04.2025)

5. К 2030 году число гостиничных номеров в Тульской области достигнет 26 тысяч // Myslo. — 2023. — 15 июня. — URL: https://myslo.ru/news/tula/2023-06-15-k-2030-godu-chislo-gostinichnyh-nomerov-v-tul-skoj-oblasti-dostignet-26-tysyach (дата обращения: 29.04.2025)

6. Листвин, А. А. Профессионалитет как ступень среднего профессионального образования / А. А. Листвин, М. А. Гарт // Вестник Череповецкого государственного университета. — 2024. — № 3(120). — С. 231-241. — DOIhttps://doi.org/10.23859/1994-0637-2024-3-120-19. — EDN CJZSMT

7. Оренбурова, Л. В. Развитие гибких навыков будущих педагогов во внеаудиторной деятельности : специальность 5.8.7 «Методология и технология профессионального образования» : диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Оренбурова Лиана Владимировна ; Казанский (Приволжский) федеральный университет. — Казань, 2023. — 223 с. — Текст : непосредственный. — URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/handle/net/184544 (дата обращения: 29.04.2025)

8. Постановление Правительства РФ от 16 марта 2022 г. № 387 «О проведении эксперимента по разработке, апробации и внедрению новой образовательной технологии конструирования образовательных программ среднего профессионального образования в рамках федерального проекта «Профессионалитет»

9. Приказ Минпросвещения России от 12.12.2022 № 1100 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.02.16 Туризм и гостеприимство» (зарегистрировано в Минюсте России 24.01.2023 № 72111)

10. Святышева, Л. В. ФП «Профессионалитет» как основа трансформации региональной системы СПО / Л. В. Святышева // Источник. — 2023. — № 4(120). — С. 2-6. — EDN ISATZW

11. Сергеева, Э. В. Система управления качеством подготовки специалистов среднего профессионального образования (на примере ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж») / Э. В. Сергеева // Уральский вестник образования. — 2023. — № 2. — С. 26-31. — EDN PSXJAV

12. Станулевич, О. Е. Анализ изменений макета образовательного стандарта среднего профессионального образования / О. Е. Станулевич // Техник транспорта: образование и практика. — 2021. — Т. 2, № 3. — С. 261-266. — DOIhttps://doi.org/10.46684/2687-1033.2021.3.261-266. — EDN OCWZQU

Войти или Создать
* Забыли пароль?