Россия
В работе рассматриваются вопросы управления в деятельности преподавателя вуза. Раскрываются различные подходы к определению управления на феноменологическом, понятийном, процессуальном уровнях. Обозначена главная функция управления. На основе систематизации данных сформулированы отличительные черты управления процессом обучения студентов вуза. Перечислены виды управления, выделено как наиболее перспективное рефлексивное управление. Проведен анализ терминов рефлексия, рефлексивное управление, рефлексивный подход к управлению процессом обучения студентов; раскрыты особенности рефлексивного подхода в цифровой образовательной среде вуза.
управление, процесс обучения, рефлексия, рефлексивное управление, деятельность преподавателя вуза
1. Англо-русский словарь / авт.-сост. Н.В. Адамчик. Минск: Современный литератор, 2000. – 370 с.
2. Горовая В.И., Шевченко Г.И. Педагогическое управление деятельностью студентов в электронной образовательной среде.: монография. – В.И. Горовая, Г.И. Шевченко. – Ставрополь: ТЭСЭРА, 2016. – 214 с.
3. Лефевр В.А. Конфликтующие структуры / В.А. Лефевр. – М.: Советское радио, 1973. – 158 с. 4.
4. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами / Д.А. Новиков. – М.: Эгвес, 2009. – 156 с. EDN: https://elibrary.ru/PFGVRP
5. Павлова Т.Б. Новые информационно-аналитические умения педагога в педагогическом управлении образовательным взаимодействием в цифровой образовательной среде / Т.Б. Павлова, Е.А. Ковалева // Каnt. – 2023. – № 3 (48). – С. 23.6
6. Панкратова О.П., Конопко Е.А. Проблемы подготовки педагогических кадров и пути формирования цифровых компетенций педагогов // Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VIII Международной научной конференции. В 4-х частях. Красноярск, 2024. С. 352–357. EDN: https://elibrary.ru/DYVQJP
7. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: 50 Ноу-Хау в области управления образовательным процессом: Учебное пособие. – М., 1977.
8. Сластенин В.А. Профессионализм педагога: акмеологический контекст / В.А. Сластенин // Педагогическое образование и наука. – 2002. – № 4. С. 4–5. EDN: https://elibrary.ru/TIBMPT
9. Тейяр де Шарден Пьер. Феномен человека / Пьер Тейяр де Шарден; перевод с фанцузского. Н.А. Садовского. – М.: Наука, 1987. – 239 с.
10. Ушева Т.Ф. Роль преподавателя в вопросах рефлексивного сопровождения студентов в образовательном процессе / Т.Ф. Ушева // Сибирский педагогический журнал. – 2017. – № 5. – С. 66–71.
11. Энциклопедический педагогический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия. – 2003.
12. Яковлева Н.М. Педагогическое управление: сущность, значение и содержание / Н.М. Яковлева, Н.О. Яковлева // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2011. – № 4. – с. 34–44. EDN: https://elibrary.ru/ONIXYH
13. Ярова Т.В. Развитие образовательной среды вуза в условиях цифровой трансформации / Т.В. Ярова // Современное педагогическое образование. 2022. – № 2. – С. 51–54. EDN: https://elibrary.ru/FLGWJV



