ГБОУ города Москвы «Школа №1245» (учитель информатики)
Россия
Статья посвящена изучению влияния цифровой среды на современное общество и образование. Рассматриваются ключевые понятия среды и её значение в развитии личности. Анализируются различные модели образовательной среды, включая эколого-личностную, коммуникативно-ориентированную, антропопсихологическую и психодидактическую модели, а также экопсихологический подход. Особое внимание уделяется интеграции цифровой среды в образовательный процесс, подчеркивая её преимущества и вызовы. Обосновывается необходимость подготовки школьников к полноценному функционированию в условиях цифровой среды, включая освоение норм и правил безопасного поведения.
педагогика, среда, цифровая среда, образовательная среда, информационная безопасность, правила поведения, модель, образовательный процесс
1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001. 139 с.
2. Беляев Г.Ю. Социально-цифровая среда как источник новых возможностей и новых рисков для современного образования / Г.Ю. Беляев // Отечественная и зарубежная педагогика. — 2020. — Т. 1.— №2 4 (69). — С. 109— 123. EDN: https://elibrary.ru/DLANLR
3. Войскунский А.Е. Перспективы становления психологии Интернета // Психологический журнал. 2013. Т. 34. № 3. С. 110-118. EDN: https://elibrary.ru/QYOQIV
4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991. – 480 с.
5. Выготский Л.С. Мышление и речь. М.: Лабиринт, 2008. 352 с. EDN: https://elibrary.ru/QXTPEH
6. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка / Проблемы развивающего обучения. – М.: Директ-Медиа Паблишинг. – 2008. – 613 с.
7. Демина О.С. Образовательная среда школы в аспекте требований ФГОС / О.С. Демина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2021. Т. 10. № 2(35). С. 94-97. DOI: https://doi.org/10.26140/anip-2021-1002-0020; EDN: https://elibrary.ru/ANQAOE
8. Калюжный К.А. Информационная среда и информационная среда науки: сущность и назначение // Наука. Инновации. Образование. 2015. Т. 10. № 2. С. 7-23. EDN: https://elibrary.ru/UOHQNT.
9. Коханова Л.А., Головко С.Б., Черешнева Ю.Е. Цифровое образование как тренд профессионального роста // Революция и эволюция: модели развития в науке, культуре, обществе. 2019. EDN: https://elibrary.ru/LKOBZD
10. Кувшинов С.В., Ярославцева Е.И. Сетевые перспективы. Возможности человека в оцифрованном мире. Human IT: монография / Рос. акад. наук, Ин-т философии. — Щелково: Онтопринт: Изд. Мархотин Павел Юрьевич, 2011. — 217 с. EDN: https://elibrary.ru/QONCYZ
11. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Изд. центр «Академия», 2005. - 352 с.
12. Малюк А.А. Информационная безопасность: концептуальные и методологические основы защиты информации: уч. пос. для вузов / А.А. Малюк. Горяч.линия - Телеком, 2014. 280 с.
13. Мануйлов Ю.С. Концептуальные основы средового подхода в воспитании / Ю.С. Мануйлов // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. — 2008. — Т. 14. — № 4. — С. 21—27. EDN: https://elibrary.ru/MUQJHF
14. Панов В.И. Экологическая психология, экопсихология развития, экопсихологические взаимодействия // Экопсихологические исследования - 2: к 15-летию лаборатории экопсихологии развития: моногр. сб. / под ред. В. И. Панова. М.: УРАО «Психологический институт»; СПб.: Нестор-История, 2011. С. 7-25. EDN: https://elibrary.ru/RZWZKF
15. Приступа Е.Н. Социальное здоровье человека как научная проблема // Функциональное состояние и здоровье человека: материалы I всерос. науч.-практ. конф. 25-29 сент. 2006 г. Ростов-на-Дону.: ЦВВР, 2006. - С. 189-191. EDN: https://elibrary.ru/VPDYYR
16. Слободчиков В.И. (2000). О понятии образовательной среды в концепции развивающего образования. В кн. 2-я Российская конференция по экологической психологии. Тезисы (с. 172-176). М.: Экопсицентр РОСС.
17. Сметанина М.Д. Феномен культурной среды [Электронный ресурс]// Общество: философия, история, культура. 2019. № 3 (59). URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/fenomen-kulturnoy-sredy (дата обращения: 17.02.2025).
18. Хуторской А.В. Методика личностного ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? Пособ.для учителя / А.В. Хуторской. Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. - 383 с.
19. Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. – в кн.: Воронцов А.Б., Чудинова Е.В. Учебная деятельность. Введение в систему Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова – М.: Рассказов А. И. – 2004. – 304 с.
20. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - М.: Смысл, 2001. - 365 с. EDN: https://elibrary.ru/OFJKFI



