Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматриваются ключевые педагогические условия и методические решения, способствующие эффективной интеграции технологий искусственного интеллекта (ИИ) в систему профессионального обучения иностранным языкам в российском контексте. Представлен обзор актуальных научных исследований, демонстрирующих потенциал ИИ в индивидуализации обучения, автоматизации оценки и формировании цифровой образовательной среды. Выявлены риски чрезмерного использования ИИ, в том числе снижение когнитивных и языковых навыков студентов. Подчеркивается необходимость подготовки преподавателей, разработки нормативной базы и стратегического выбора ИИ-инструментов в образовательном процессе. Предложены практические рекомендации по применению чатботов, систем машинного перевода, интеллектуальных обучающих систем и других сервисов на базе ИИ. Делается вывод о важности сбалансированного подхода и педагогического сопровождения внедрения ИИ в образовательную практику.
искусственный интеллект (ИИ), обучение иностранным языкам, профессиональное образование, цифровая образовательная среда, педагогические условия, методические решения, персонализация обучения
1. Авраменко А.П., Фадеева В.А., Терновский В.В. Опыт интеграции технологий искусственного интеллекта в иноязычное высшее образование: от цифровизации к автоматизации // Вестник Московского университета. Серия 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. – 2024. – № 1. – С. 55–64.
2. Агальцова Д.В., Валькова Ю.Е. Технологии искусственного интеллекта для преподавателя вуза // МНКО. – 2023. – № 2 (99). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologii-iskusstvennogointellekta-dlya-prepodavatelya-vuza (дата обращения: 16.05.2025)
3. Гончарова И.В. Примеры использования искусственного интеллекта в обучении студентов иностранному языку // Лингводидактика и лингвистика в вузе: традиционные и инновационные подходы: сборник научных статей по материалам VI Международной научно-практической конференции, Ярославль, 17–18 мая 2024 г. / Ярославский государственный технический университет ; редкол.: И.Н. Пузенко [и др.]. Ярославль, 2024. – С. 212–215. EDN: https://elibrary.ru/MWUSNW
4. Ежова Т.В., Стуколова Е.А. Информационные технологии как инструмент обучения иноязычной грамматике в условиях современной школы // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 75-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-kakinstrument-obucheniya-inoyazychnoy-grammatike-vusloviyah-sovremennoy-shkoly (дата обращения: 16.05.2025) EDN: https://elibrary.ru/WXNDQO
5. Ефремова А.Э. Потенциал искусственного интеллекта в обучении иностранному языку в вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. – 2024. – Т. 19, № 3. – С. 113–120. DOI: https://doi.org/10.21209/2658-7114-2024-19-3-113-122; EDN: https://elibrary.ru/UAOPDK
6. Искусственный интеллект в школе: добро или зло? // ВЦИОМ, 2025. URL:https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/iskusstvennyiintellekt-v-shkole-dobro-ili-zlo (дата обращения: 16.05.2025)
7. Карпович Э.М. Применение искусственного интеллекта в обучении иностранным языкам // Филологический аспект: международный научно-практический журнал. Сер.: Методика преподавания языка и литературы. – 2023. – № 04 (21). Режим доступа:https://scipress.ru/fam/articles/primenenieiskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-inostrannymyazykam.html (Дата обращения: 31.08.2023).
8. Кочконбаева С.И., Cадыкова А.К., Дуйшоева Б.С. Актуальные проблемы использования нейросетей в обучении студентов дисциплинам «русский и английский языки» (на примере технологии texttospeach.ru) // ВОГУ. 2024. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemyispolzovaniya-neyrosetey-v-obuchenii-studentovdistsiplinam-russkiy-i-angliyskiy-yazyki-na-primeretehnologii (дата обращения: 16.05.2025).8
9. Лучшева Л.В. Социальные проблемы использования искусственного интеллекта в высшем образовании: задачи и перспективы // Научный Татарстан. – 2020. – № 4. – С.84–89. EDN: https://elibrary.ru/GMNLMR
10. Павлюк Е.С. Анализ зарубежного опыта влияния искусственного интеллекта на образовательный процесс в высшем учебном заведении // Современное педагогическое образование. – 2020. – №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analizzarubezhnogo-opyta-vliyaniya-iskusstvennogo-intellekta-na-obrazovatelnyy-protsess-v-vysshemuchebnom-zavedenii (дата обращения: 16.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/LAHBOU
11. Петрова И.В., Слепнева М.А. Педагогические условия применения технологий искусственного интеллекта при преподавании иностранных языков в технических университетах // Современное педагогическое образование. – 2023. – № 12. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-usloviya-primeneniya-tehnologiy-iskusstvennogo-intellekta-pri-prepodavanii-inostrannyh-yazykov-vtehnicheskih (дата обращения: 16.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/HLQQPN
12. Петрова И.В., Слепнева М.А. Цифровизация процесса преподавания иностранных языков в технических университетах. Опыт и перспективы // Современное педагогическое образование. 2021. – № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ tsifrovi zatsiya- protsessa-prepodavanii-inostrannyhyazykov-v-tehnicheskih-universitetah-opyt-iperspektivy (дата обращения: 16.05.2025).
13. Рагимханова К.Т. Искусственный интеллект в образовании: правовые аспекты регулирования и научного поиска // Закон и право. – 2025. – № 4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/iskusstvennyyintellekt-v-obrazovanii-pravovye-aspektyregulirovaniya-i-nauchnogo-poiska (дата обращения: 16.05.2025) DOI: https://doi.org/10.24412/2073-3313-2025-4-80-86; EDN: https://elibrary.ru/FVXNEU
14. Ракитов А.И. Высшее образование и искусственный интеллект: эйфория и алармизм // Высшее образование в России. – 2018. – № 6. URL: https:// cyberleninka.ru/article/n/vysshee-obrazovanie-iiskusstvennyy-intellekt-eyforiya-i-alarmizm (дата обращения: 16.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/USPQDV
15. Рольгайзер А.А. Перспективы использования искусственного интеллекта в практике преподавания иностранного языка // Актуальные вопросы лингводидактики и методики преподавания иностранных языков. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, 2022. – С. 243–247. EDN: https://elibrary.ru/NDAFMZ
16. Сысоев П.В., Филатов Е.М. Технологии искусственного интеллекта в обучении русскому языку как иностранному // Русистика. – 2024. – № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tehnologiiiskusstvennogo-intellekta-v-obuchenii-russkomuyazyku-kak-inostrannomu (дата обращения:16.05.2025) DOI: https://doi.org/10.22363/2618-8163-2024-22-2-300-317; EDN: https://elibrary.ru/SOHSKZ
17. Фоминых М.В. Машинный перевод в практике преподавания иностранного языка в условиях конвергентного подхода // Нижегородское образование. – 2022. – №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mashinnyy-perevod-v-praktike-prepodavaniya-inostrannogo-yazyka-v-usloviyahkonvergentnogo-podhoda (дата обращения:16.05.2025). EDN: https://elibrary.ru/SCHTOZ
18. Эксперт ВШЭ — об искусственном интеллекте в образовании: какие профессии исчезнут, а какие останутся? // Высшая школа экономики. – 2024. URL: https://www.hse.ru/news/expertise/1030682760. html (дата обращения: 16.05.2025).



