Киров, Кировская область, Россия
ФГОС ставит перед школой задачу формирования гражданской идентичности, гармонично сочетающей этническую и региональную, общероссийскую и общечеловеческую идентичность. Целью статьи является исследование генезиса гражданской идентичности в России и обоснование средств ее формирования. В результате анализа педагогической теории и практики выявлена проблема отсутствия гармонии между этнокультурным, общероссийским и общечеловеческим структурными компонентами идентичности и предложена программа внеклассной воспитательной работы по их гармонизации. Проведенная диагностика показала ее продуктивность.
поликультурное, образование, идентичность, этнокультурная, общероссийская, гражданская, общечеловеческая.
Проблема исследования заключается в том, каким образом сохранить сбалансированность взаимосвязанных культурных компонентов поликультурного образования — этнокультурного, регионально-титульного, общероссийского
и мирового, обеспечивающих в совокупности формирование гражданской идентичности личности.
1. Байченко А.А. Формирование этнической идентичности городских подростков [Текст]: автореф. … канд. пед. наук / А.А. Байченко. - М., 1999. - 19 с.
2. Безрукова В.С. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / В.С. Безрукова. - Ростов н/Д: Феникс, 2013. - 381 с.
3. Белогуров А.Ю. Проблемы развития региональных образовательных систем [Текст] / А.Ю. Белогуров // Педагогика. - 2002. - № 1. - С. 98-104.
4. Гасанов З.Т. Педагогика межнационального общения [Текст]: учеб. пособие / З.Т. Гасанов. - М., 1999. - 390 с.
5. Дебердеева Т.Х. Идентичность личности в условиях непрерывного образования [Электронный ресурс] // URL: http://cyberleninka.ru/article/n/identichnostlichnosti-v-usloviyah-nepreryvnogo-obrazovaniya
6. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание: сущность и перспективы развития [Текст] / А.Н. Джуринский // Педагогика. - 2001. - № 10. - С. 93-96.
7. Дробижева Л.М. Национально-гражданская и этническая идентичность: проблемы позитивной совместимости [Текст] / Л.М. Дробижева // Россия реформирующаяся: ежегодник. - 2008. - Вып. 7. - С. 214-228.
8. Ефименко В.Н. Структурные компоненты и содержательное наполнение понятия «гражданская идентичность» [Электронный ресурс] // URL: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2013/11/pedagogika/efi menko.pdf
9. Ильина Т.А. Педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. институтов / Т.А. Ильина. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с.
10. Концепция развития поликультурного образования в Российской Федерации: проект [Электронный ресурс] // URL: http://old.mon.gov.ru/work/vosp/dok/6988/
11. Кузьмин Н.М. Образование в условиях полиэтнической России [Текст] / Н.М. Кузьмин // Педагогика. - 1999. - № 6. - С. 3-11.
12. Лихачев Б.Т. Педагогика [Текст]: курс лекций: учеб. пособие для студентов пед. учеб. заведений и слушателей ИПК и ФПК / Б.Т. Лихачев. - М.: Прометей, 1992. - 528 с.
13. Макаев В.В. Поликультурное образование - актуальная проблема современной школы [Текст] / В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова // Педагогика. - 1999. - № 4. - С. 13, 14.
14. Морозова М.В. Понятие «гражданская идентичность» в педагогике [Электронный ресурс] // URL:http://mmorozova.ucoz.com/publ/ja_grazhdanin_rossii_stati/ponjatie_quot_grazhdanskaja_identichnost_quot_v_pedagogike/3-1-0-6
15. Примерная основная образовательная программа среднего общего образования [Электронный ресурс] // URL: http://4ege.ru/documents/53344-primernaya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programmasrednego-obschego-obrazovaniya.html
16. Сыродеева А.А. Поликультурное образование [Текст] / А.А. Сыродеева. - М.: МИРОС, 2001. - 192 с.
17. Татарко А.Н. Методы этической и кросс-культурной психологии [Текст]: учебно-метод. пособие / А.Н. Татарко, Н.М. Лебедева. - М.: Издание высшей школы экономики, 2011. - С. 15, 16.
18. Харламов И.Ф. Педагогика [Текст]: учеб. пособие / И.Ф. Харламов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 1990. - 576 с.