Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Рассматривается научная, научно-педагогическая и организационно-педагогическая деятельность заведующего кафедрой «Инженерная графика» МИТХТ имени М.В. Ломоносова профессора Э.К. Волошина-Челпана. Рассказывается о его отце — создателе первого в мире танкового дизеля В-2. Жизнь и работа отца оказали определяющее влияние на судьбу Эдуарда Константиновича.
дизель, танк, вибропрессование, порошковые материалы, дозатор, дезагрегатор, вибропресс, учебный процесс, начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика, олимпиады по графическим дисциплинам.
Доктор технических наук, профессор Эдуард Константинович Волошин-Челпан (15.04.1934–18.08.2007) работал заведующим кафедрой «Инженерная графика» Московского государственного университета тонких химических технологий имени М.В. Ломоносова (МИТХТ) с января 1982 по август 2007 г. Эдуард Константинович (рис. 1) родился в Харькове в семье служащих. На этой стандартной строчке в биографии многих людей стоит остановиться подробнее, поскольку трагическая судьба семьи Эдуарда Константиновича во многом определила его собственную судьбу.
Отец и созданный им дизель В-2
Отец Эдуарда Константиновича — Константин Федорович Челпан (рис. 2) прожил короткую, но очень яркую жизнь. Талантливый инженер, к моменту рождения сына он занимал высокий пост на крупнейшем в Харькове промышленном предприятии — Харьковском паровозостроительном заводе (ХПЗ) имени Коминтерна: был руководителем дизельного отдела. Кроме того, он преподавал в Харьковском технологическом институте — читал курсы лекций по теплотехнике, двигателям внутреннего сгорания, бескомпрессорным дизель-моторам.
К.Ф. Челпан был разработчиком первого в мире дизельного танкового двигателя.
Константин Федорович родился в 1899 г. в греческой семье. Греки издавна жили на территории России, в основном на побережье Азовского моря. Позднее заселили значительную часть территории Украины, поэтому их стали называть «греками Украины». Отец Константина Федоровича — Федор Михайлович был зажиточным крестьянином, землевладельцем, прекрасным плотником.
После окончания реального училища, приняв участие в боевых действиях на фронтах гражданской войны, Константин Федорович в 1919 г. поступает учиться в Харьковский технологический институт, который заканчивает в 1924 г. по специальности «двигатели внутреннего сгорания». По окончании института его принимают на работу инженером-конструктором в конструкторское бюро отдела дизельных двигателей Харьковского паровозостроительного завода (ХПЗ) имени Коминтерна. Молодой инженер с огромным энтузиазмом вникает во все подробности и особенности работы дизелей и их конструирования. На ХПЗ существовали традиции дизельного производства, начавшегося еще в дореволюционный период. Завод выпускал судовые (для буксиров) и стационарные «нефтянки» для промышленности, двигатели для тракторов. Однако это были тяжелые и тихоходные моторы. Ознакомившись с технической документацией дизелей, их техническими параметрами, Константин Федорович предпринимает попытки создать новый двигатель.
1. Волошин-Челпан Э.К. Исследование процесса вибрационного прессования порошковых материалов: Автореф. дис. … канд. техн. наук. М., 1966.
2. Волошин-Челпан Э.К. Теоретические основы, разработка и внедрение технологии вибрационного формования изделий из порошковых материалов: Автореф. дис. … д-ра техн. наук. М., 1992.
3. Волошин-Челпан Э.К. Начертательная геометрия. Инженерная графика. М.: Академический проект, 2009.
4. Гудериан Г. Воспоминания солдата. М.: Русич, 2004.
5. Захарова Г.М. Дело К.Ф. Челпана. Мариуполь: Приазовский рабочий, 2000.
6. Коломиец М.В. Легкие танки БТ. Летающий танк 1930-х. М.: Яуза, Стратегия КМ, ЭКСМО, 2007.