В статье рассматривается проблема организации контроля и оценки в начальной школе с целью фиксации достижений младших школьников в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Характеризуются цели контроля, условия осуществления комплексной оценки, ее важнейшие компоненты.
стандарт, планируемые результаты, достижения, контроль, комплексная оценка, требования, условия.
Реализация Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) призвана обеспечить достижение планируемого уровня качества образования, внедрение ряда давно обсуждаемых новаций, среди которых:
- разнообразные формы организации учебной деятельности учащихся и их деятельности по интересам во второй половине дня;
- использование разных видов оценивания достижений учащихся;
- увеличение доли вариативной части учебного плана.
Основная задача школы — развитие ребенка в процессе разнообразных видов и форм деятельности, становление его как субъекта, заинтересованного в самосовершенствовании и способного к нему. Система контроля и оценки качества знаний обучающихся при развивающем обучении не ограничивается проверкой усвоения знаний, выработкой умений и навыков по конкретному учебному предмету. Ставится задача — развивать у школьников умение контролировать себя, находить свои ошибки, анализировать их и искать пути устранения.
ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Федеральный государственный образовательный стандарт содержит четкие требования к системе оценки достижения планируемых результатов, которая должна фиксировать:
1. Цели оценочной деятельности. Ориентировать на достижение результатов:
- личностных — духовно-нравственного развития и воспитания;
- метапредметных — формирования универсальных учебных действий;
- предметных — освоения содержания учебных предметов.
2. Критерии, процедуры, инструменты оценки и формы представления результатов.
3. Условия и границы применения системы оценки.
1. Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе // Вестник образования. - 2002. - № 12.
2. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. - М.: Просвещение, 2007.
3. Львовский В.А. Проект педагогического эксперимента по формированию действий контроля и оценки в 4-летней начальной школе // Завуч начальной школы. - 2002. - № 6.
4. Мониторинг учебно-предметных компетенций в начальной школе / под ред. П.Г. Нежнова, Б.И. Хасана, Б.Д. Эльконина. - М.: Университетская книга, 2007.
5. Оценка достижений планируемых результатов в начальной школе / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов [и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.