В статье предлагается к рассмотрению начальный этап перехода к такой форме организации обучения, как коллективные занятия в разновозрастных группах младших школьников по методике, разработанной талантливым педагогом А.Г. Ривиным. Они проводятся в Московской средней школе им. Ивана Ярыгина Красноярского края на интегрированном содержании учебных предметов «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология». Охарактеризована специфика текстов, составляемых педагогами для использования в процессе поабзацной проработки текста по технологии А.Г. Ривина. Особое внимание уделено вопросам включения первоклассников (часть которых ещё не умеют читать и писать) в занятия, где участвуют младшие школьники более старшего возраста. В связи с этим описываются разноуровневые алгоритмы учебного взаимодействия. Освещаются трудности, которые могут возникнуть при подобной форме обучения, а также пути их преодоления.
формы обучения; коллективное обучение в разновозрастных группах по технологии А.Г. Ривина; младшие школьники; формирование читательской грамотности; интегрированное содержание учебных предметов начальной школы: «Литературное чтение», «Изобразительное искусство», «Технология»; организация обучения: сводный отряд, пары сменного состава; включение первоклассников в занятия; разноуровневые алгоритмы учебного взаимодействия
1. Бондаренко Л.В. Методика Ривина. Изучение учебных и научных текстов в диалоге // Народное образование. - 2016. - № 4-5. - С. 168-177.
2. Коллективное обучение по индивидуальным образовательным программам: концепция, конструирование, практические варианты (на 2020 год) / В.Б. Лебединцев, М.В. Минов, Г.В. Клепец [и др.]. - Красноярск: Изд-во Центра становления коллективного способа обучения Красноярского института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2021. - 500 с.
3. Кузнецов А.А., Чернобай Е.В. Кризис классно-урочной системы обучения при переходе школы на ФГОС нового поколения // Педагогика. - 2015. - № 2. - С. 19-26.
4. Лебединцев В.Б. Литературное чтение: методический инструментарий, формирование ключевых умений. 1-4 классы. - Волгоград: Учитель, 2013. - 158 с.
5. Лебединцев В.Б. Формирование универсальных учебных действий в начальной школе: учебно-методическое пособие. - М.: Илекса, 2016. - 208 с.
6. Мкртчян М.А. Становление коллективного способа обучения. - Красноярск: Изд-во Красноярского краевого института повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2010. - 228 с.