Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается отношение между воспитанием и обучением, которое сложилось в сфере современного российского образования. Определяются критерии воспитания, делается попытка выявления педагогических принципов, позволяющих возродить исторические традиции российской школы в современном образовании. Анализируется понятие духовно-нравственного воспитания и роль в нем религиозной (православной) составляющей. Рассматриваются теоретические аспекты духовно-нравственного воспитания детей. Освещаются вопросы, относящиеся непосредственно к воспитанию подрастающего поколения казачества. Уточняется педагогическое понятие «досуг». Досуговая сфера определяется как наиболее благоприятная для духовно-нравственного становления юных казачат. Описывается созданная на базе ПСТГУ воспитательная программа, направленная на воцерковление юных казаков в каникулярный период. Показана методика и формы проведения воспитательных мероприятий в детском оздоровительном лагере для юных казаков.
духовно-нравственное воспитание, реформа образования, воцерковление, «оказачивание», культурная традиция, досуг, воспитательная программа, детский оздоровительный лагерь.
К сожалению, сейчас в нашей отечественной педагогике процессу воспитания подрастающего поколения придается меньшее значение, чем его образованию. Как следствие, «знаниевая парадигма» превалирует в проводимой школьной реформе. К чему это может привести в сфере духовно-нравственного развития общества, пишет академик Академии педагогических и социальных наук Вадим Сергеевич Кукушин: «Один американский директор школы посылал каждому учителю, которого брал на работу, следующее письмо. "Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек:
- как образованные инженеры строят газовые камеры;
- как образованные врачи отравляют детей;
- как образованные медсестры убивают младенцев;
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин.
Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогите ученикам просто стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению ученых чудовищ, умелых психопатов, образованных Эйхманов1. Чтение, письмо и арифметика важны только тогда, когда они помогают нашим детям стать человечными» [4].
Таким образом, можно констатировать, что сегодня, в непростое для нашей страны время, когда без преувеличения можно сказать, что стабильность в мире зависит от стойкости и мужества России, ее народа, трудно переоценить значение воспитания подрастающего поколения нашей страны. Возникает закономерный вопрос: «Как же определить эффективность воспитания, когда еще не видны его плоды?»
_______
1 Адольф Эйхман – немецкий офицер, сотрудник гестапо, непосредственно ответственный за массовое уничтожение евреев
1. Абрамов С.И. Педагогические подходы к организации досуга ребенка в современном образовании // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. 2014. № 1. С. 33-45.
2. Блох А. Законы Мэрфи. URL: http://www:/lib.ru/ANEKDOTY/marphy.txt/
3. Руссо Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. Кн. 2. URL: http://log-in.ru/books/emil-ili-o-vospitanii-russo-zhan-zhakpedagogika/
4. Кукушин В.С. Общие основы педагогики: Учеб. пособие для студентов педагогических вузов. Серия «Педагогическое образование». Ростов н/Д: МарТ, 2002. URL: http://www.eusi.ru/lib/kukushin_obsie/index.php/
5. Мудрик А.В. Принцип дополнительности в социальной педагогике. URL: http://do.gendocs.ru/docs/index-141647.html?page=16/
6. Туроверов Н.Н. Отцу Николаю Иванову URL: http://www.voskres.ru/literature/poetry/turoverov.htm/
7. Туроверов Н.Н. Поэзия русского зарубежья. URL: http://www.stihi.ru/2012/04/05/11287/