Московский государственный лингвистический университет (Профессор)
Россия
В статье даётся многоаспектная характеристика когнитивной метафоры китайское чудо, появившейся как дополнение к правдивому, реалистичному образу Китая в российских цифровых медиа; как подтверждение того, что влияние Китая на мировую экономику усиливается. Китай становится предметом обсуждения многих СМИ, в результате чего в российских цифровых медиа появляется, с одной стороны, динамичный, а, с другой стороны, кардинально меняющийся образ Китая, выраженный посредством ключевой концептуальной метафоры китайское чудо. Авторы анализируют сферы-источники концепта китайское чудо, представляемого особыми лексическими единицами в российском медиадискурсе, применяя такие методы исследования, как дефиниционный анализ, интерпретативный анализ, контекстуальный анализ, контент-анализ. Результаты научного исследования показаны на основе типологизации метафоры китайское чудо, по-разному представленной в современной русской медийной языковой картине мира.
концептуальная метафора; китайское чудо; российские цифровые медиа; сфера-мишень; сфера-источник, медиакоммуникация
1. Бодуэн де Куртэне И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: Издательство Академии наук СССР, 1963; Т. 2: 59-60.
2. Боброва Т. О., Кузнецова Е. Н. Метафорическое моделирование национальных стереотипов: образ России в англоязычных СМИ // МНКО. 2020. №1 (80). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metaforicheskoe-modelirovanie-natsionalnyh-stereotipov-obraz-rossii-v-angloyazychnyh-smi (дата обращения: 10.02.2022).
3. Большой толково-фразеологический словарь Михельсона. https://www.labirint.ru/multimedia/114390/
4. Будаев Э. В. Становление когнитивной теории метафоры // Лингвокультурология. 2007. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stanovlenie-kognitivnoy-teorii-metafory (дата обращения: 10.02.2022).
5. Карасик В.И. Общие проблемы изучения дискурса / В.И. Карасик // Языковая личность: институциональный и персональныий дискурс. -Волгоград: Перемена, 2000. С. 5-20.
6. Карасик В.И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс: сб. науч. тр. - Волгоград, 2000. - С. 5-20.
7. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс / В.И. Карасик. - М.: ГНОЗИС, 2004. - 389 с.
8. Китанина Э.А. Манипулятивные технологии современной социальной рекламы: лингвопрагматический аспект// Человек в информационном пространстве: сборник научных статей. - Ярославль, 2019. С.109-114.
9. Лакофф Джордж, Джонсон Марк. Метафоры, которыми мы живем: Пер. с англ. / Под ред. и с предисл. А. Н. Баранова. - М.: Едиториал УРСС, 2004. - 256 с.
10. Чудинов А. П. Очерки по современной политической метафорологии: Монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2013. - 176 с.
11. Lakoff G. The contemporary theory of metaphor / / Metaphor and thought. Ed. by Ortony A. Cambridge. 1993. P. 245.
12. Zoltán kövecses. Metaphor: A Practical Introduction // Oxford university press. 2002. P.284.
13. https://gufo.me/dict/kuznetsov/затрещать(дата обращения: 24.02.2022)
14. https://gufo.me/dict/kuznetsov/поперек(дата обращения: 24.02.2022)
15. https://gufo.me/dict/kuznetsov/накрыться(дата обращения: 25.02.2022)
16. https://gufo.me/dict/mikhelson/пузырь(дата обращения: 25.02.2022)
17. https://gufo.me/dict/kuznetsov/миф(дата обращения: 25.02.2022)