сотрудник с 01.01.2002 по настоящее время
Псков, Россия
В статье раскрывается сущность понятия «проектная деятельность», приводятся методические приемы, позволяющие сделать ее доступной и привлекательной для участников образовательного процесса. Обосновывается идея о том, что только посредством содействия в сотрудничестве и сотворчестве в системе «родитель – ребенок – учитель» можно добиться эффективных результатов и развить познавательную активность младших школьников с использованием метода проектов. Фиксируются роли взрослых (родителя, педагога) в реализации ученических проектов в начальной школе при сохранении субъектности ребенка.
младший школьник; проектная деятельность; система «родитель – ребенок – учитель»; содействие, сотрудничество, сотворчество; познавательная активность; универсальные учебные действия
1. Агафонова О.П. Метод проектов как средство формирования субъектной позиции младших школьников // Человек и образование. - 2010. - № 3 (24). - С. 136-139.
2. Аксючиц С.А., Панова А.П. Формирование учебной самостоятельности младших школьников средствами проектных задач // Начальное образование. - 2022. - Т. 10. - № 1. - С. 22-24.
3. Абдулшехидова Х.Э. Психолого-педагогическая поддержка семьи в проектной деятельности младших школьников // Известия Чеченского государственного педагогического университета Серия 1: «Гуманитарные и общественные науки». - 2017. - Т. 17. - № 4 (20). - С. 89-93.
4. Байбородова Л.В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций. - М.: Просвещение, 2013. - 175 с.
5. Бучко Ю.Н. Формирование навыков проектной деятельности младших школьников во внеурочной деятельности // Наука и образование в современной конкурентной среде. - 2016. - № 1 (3). - С. 16-18.
6. Громова Л.А. Личностные риски организации проектной деятельности младших школьников //Приоритетные направления развития науки и образования. - 2016. - № 1 (8). - С. 113-115.
7. Дубровина Э.Н. Реализация целевых образовательных проектов школы и семьи как форма соуправления образовательным учреждением на основе партнёрства и сотрудничества // Управление современной школой. Завуч. - 2013. - № 4. - С. 13-18.
8. Кислинская С.А.Проект как метод образовательной деятельности младших школьников // Герценовские чтения. Начальное образование. Т.2. Вып. 1. «Инновации в начальном образовании: проблемы, поиски, решения». - СПб.: Изд-во ВВМ, 2011. - С.63-69.
9. Кондрахина В.Н., Тазова Г.В., Макарова Н.Н. Проектная деятельность как средство саморазвития и самоорганизации деятельности школьников // Вестник Калужского университета. Серия 1. «Психологические науки. Педагогические науки«. - 2019. - Т. 2. - № 3 (4). - С. 126-129.
10. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников: дис. … д-ра психол. наук(Брянск, 2000). - 385 c.
11. Морозова О.А., Лосева В.В., Иванова Л.И. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении: учебное пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юрайт, 2021. - 142 с.[Электронный ресурс]. - URL: https://urait.ru/bcode/474035 (дата обращения: 12.07.2022).
12. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2008. - 192 с.
13. Репета Л.М. Роль метода проектов в становлении школьника // Международный журнал экспериментального образования. - 2010. - № 5. -С. 141-143.
14. Рыдзе О.А. Учебная самостоятельность младшего школьника: пути развития // Начальная школа. - 2017. - № 9. - С. 45-51.
15. Сидоренко В.Ф. Проектная фотографика (упражнения в пропедевтике) // Вестник Московской государственной художественно-промышленной академии им. С.Г. Строганова «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда».- М: Изд-во МГХПА. - 2014. - № 1. -С.176-185.
16. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (обновлённый вариант) / утв. Приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 286[Электронный ресурс]. - URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 13.07.2022).