докторант
Минск, Беларусь
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
Разработка подходов к формированию дидактических материалов, ориентированных на отображение научно-информационной реальности и обеспечивающих наилучшее восприятие и усвоение дисциплины актуальна для современного инженерного образования, требования к которому претерпевают существенные изменения. В статье рассматривается подход к разработке дидактических материалов с условным названием «сжатие с повышением качества», в котором точка опоры переносится из учебника в научно-информационную реальность. При этом инженерное знание разделяется на две взаимосвязанные составляющие: сущностное содержание знания и информацию или сведения. Сформулировано понятие концептуально-понятийного каркаса (КПК) дисциплины и перечислены принципы его создания, рассмотрена общая структура КПК, изложена методика формирования его элементов, приведен фрагмент концептуально ориентированного конспекта
инженерное образование, инженерная деятельность, инженерное знание, концептуально-понятийный каркас
1. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука: избранные психологические тру-ды. - М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2008. - 478 с.
2. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого. - М. Педагогический поиск, 1987. - С. 159-167.
3. Серебрякова Н.Г. Проектирование системы инженерного образования нового поколе-ния. - М.: Народное образование, 2021. - 184 с.
4. Абушенко В.Л., Симонов А.И., Малер Е.А. Знание, 2023. URL: https://gtmarket.ru/concepts/7283 (дата обращения 16.08.2023).
5. Стеклова И. В. Взаимосвязь и обособленность типов знаний в науке и философии // Социально-гуманитарные знания. - 2003. - № 2. - С. 173−174.
6. Макаров А.В., Федин В.Т. Проектирование и реализация стандартов высшего образования. - Мн: РИВШ, 2013. - 316 с.
7. Чучалин А.И. Модернизация трёхуровневого высшего образования на основе ФГОС 3++ и CDIO++ // Высшее образование в России. - 2018. - Т. 27. - № 4. С. 22-32.
8. Graham R. The global state of the art in engineering education. Massachusetts Institute of Technology (MIT), 2018. 170 p. Available at: https:// rhgraham.org/resources/Global-state-of-theart-in-engineering-education-March-2018.pdf (дата обращения: 16.08.2023).
9. Crawley, E., Malmqvist, J., Ostlund, S., Brodeur, D., Edström, K. (2014). Rethinking Engi-neering Education, the CDIO Approach. 2nd ed. Springer. 286 p. (Russian translation: Mos-cow: HSE Publ., 2015, 504 p.).
10. Байденко В.И. Выявление состава компетенций выпускников вузов как необходимый этап проектирования ГОС ВПО нового поколения. Москва : Исслед. центр проблем качества подгот. специалистов, - 2006. - 71 с.
11. Ивахненко Е.Н., Никольский В.С. ChatGPT в высшем образовании и науке: угроза или ценный ресурс? // Высшее образование в России. - 2023. - Т. 32. - No 4. - С. 9-22. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22. - URL: www.dx.doi.org/10.31992/0869-3617-2023-32-4-9-22.
12. Helmut E. Lück: Hermann Ebbinghaus. Lernen und vergessen experimentell erforscht, in: ders.: Die psychologische Hintertreppe. Die bedeutenden Psychologinnen und Psychologen in Leben und Werk, Freiburg im Breisgau, 2016. S. 42-52.
13. Дильтей В., Риль А., Эббингауз Г. Философия в систематическом изложении В. Диль-тея, А. Риля, В. Оствальда, В. Вундта, Г. Эббингауза, Р. Эйкена, Ф. Паульсена, В. Мюнха, Т. Липпса. - Москва: Территория будущего, 2006. - 437 с.
14. Круг С. Веб-дизайн, или Не заставляйте меня думать! - Санкт-Петербург: Символ, 2012. - 215 с.
15. Серебрякова Н. Г. Анализ цикла дисциплин «Компьютерные науки» в инженерном образовании // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. - 2020. - № 4(138). - С. 39-43.