РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОГРАММАХ МОСКОВСКОЙ И ФЕДЕРАЛЬНОЙ СИСТЕМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье обозначены проблемы, связанные с проектированием дополнительных профессиональных образовательных программ в контексте компетентностного подхода, реализуемых в системе дополнительного профессионального образования (ДПО) педагогов. Описаны результаты анализа научной литературы по проблеме реализации компетентностного подхода. Авторы считают, что профессиональная педагогическая компетентность может быть представлена и должна совершенствоваться в единстве ее теоретической и практической составляющих. Основываясь на базовых понятиях компетентностного подхода, в статье мы предлагаем требования, предъявляемые к проектированию дополнительных профессиональных образовательных программ, реализуемых в системе ДПО. Авторами представлен анализ учебных программ московской и федеральной систем дополнительного профессионального образования по направлению «Педагогическое образование», реализуемых в контексте компетентностного подхода. Предложены рекомендации по проектированию дополнительных профессиональных образовательных программ с позиции компетентностного подхода.

Ключевые слова:
компетентностный подход, профессиональные педагогические компетенции, система дополнительного профессионального образования педагогов.
Текст

В современных условиях развития образования разработка и реализация программ в системе высшего и дополнительного профессионального образования (ДПО) осуществляются в контексте компетентностного подхода. Основанием служит Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором отмечается необходимость проектирования планируемых результатов в структуре программ ДПО в компетентностной форме [4]. Необходимо отметить, что в настоящее время разработчики программ ДПО испытывают определенные трудности, связанные как с пониманием сущности основных понятий, отбором содержания образования, так и с педагогическим инструментарием достижения целей этих программ, планированием результатов обучения и их диагностикой. Для устранения этих проблем необходимо разработать требования к проектированию программ ДПО в контексте компетентностного подхода, которые предложены в этой статье. Остановимся на основных понятиях компетентностного подхода.

Список литературы

1. Байденко В.И. Компетентностный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005. - 114 с.

2. Болотов В.А. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. - 2003. - № 10. - С. 10.

3. Борытко Н.М. Педагогика: учебник для студентов педагогических специальностей вузов: в 2-х ч. / Н.М. Борытко, И.А. Соловцева, А.М. Байбаков; под ред. Н.М. Борытко. - Волгоград: ТЦ «Оптим», 2007. - Ч.1 - 256 с.

4. Закон Российской Федерации «Об образовании» (с учетом изменений и дополнений, внесенных Федеральными законами, последние изменения внесены Федеральным законом Российской Федерации от 21 июля 2005 года № 100-ФЗ).

5. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И.А. Зимняя. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.

6. Коган Е.Я. Компетентностный подход и новое качество образования // Современные подходы к компетентностно-ориентированному образованию / Под ред. А.В. Великановой. - Самара: Профи, 2001.

7. Новиков A.M. Профессиональное образование России. Перспективы развития / А.М. Новиков. - М.: ИЦП НПО РАО, 1997. - 254 с.

8. Педагогика: учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа-Пресс, 1998. - 512 с.

9. Сериков В.В. Природа педагогической деятельности и особенности профессионального образования педагога / В. В. Сериков // Педагогика. - 2010. - № 5. - С. 29-37.

10. Шишов С.Е. Компетентностный подход к образованию как необходимость // Мир образования - образование в мире. - 2005. -№4. - С. 41-43.

Войти или Создать
* Забыли пароль?