Калуга, Калужская область, Россия
УДК 37.015.31 Психология воспитания и образования
Статья содержит отдельные результаты научного исследования, проведенного в научной школе экзистенциальной педагогики профессора М.И. Рожкова, и состоящие в разработке, теоретическом обосновании и экспериментальной проверке рефлексивно-ценностного подхода к организации воспитательного процесса детей и молодежи. Ведущая идея методологического подхода состоит в том, что развитие ценностно-смысловой и рефлексивной сфер личности взаимосвязаны и детерминированы ситуацией преодоления, что имеет практико-ориентированное приложение в создании и поддержании ценностно-ориентированной образовательной среды в условиях образования. В статье раскрыты ключевые факторы и принципы создания такой среды в условиях дополнительного образования, раскрыта специфика их воплощения в работе с детьми и молодежью. Обращение к методическим аспектам реализации рефлексивно-ценностного подхода открывает возможности диссеминации результатов проведенного научного исследования в образовательных организациях разных типов и видов с учетом специфики воспитательного процесса в конкретных образовательных условиях.
воспитание, ценностно-ориентированная образовательная среда, рефлексивно-ценностный подход, дополнительное образование
1. Антопольская Т.А., Павлов В.И., Силаков А.С. Моделирование развития субъектности подростков поколения Z в условиях социально-обогащенной среды дополнительного образования // Герценовские чтения: психологические исследования в образовании. 2020. – № 3. – С. 43–50.
2. Байбородова Л.В. Особенности организации дополнительного образования сельских школьников // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т.5. – № 6. – С. 33–42.
3. Герасимов П.С. Активизация инициативного взаимодействия между участниками образовательного процесса посредством применения новых форм работы (квестов, квизов) // Журнал педагогических исследований. – 2022. – Т. 7. – № 4. – С. 68–72.
4. Голованов В.П. Современное дополнительное образование – пространство счастливого и успешного детства // Педагогическое искусство. – 2021. – №2. – С.83–89.
5. Евладова Е.Б. Самоорганизация – перспективная возможность развития дополнительного образования и внеурочной деятельности школьников // Образовательная панорама. – 2018. № 1(9). – С. 71–76.
6. Золотарева А. В. Управление образовательной организацией. Развитие учреждения дополнительного образования детей : учебное пособие для вузов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 286 с.
7. Иванова И.В. Авторский подход к созданию и поддержанию ценностно-ориентированной образовательной среды в дополнительном образовании // Образовательные технологии. 2023. – № 4. – С. 61–67.
8. Иванова И.В. Опытно-экспериментальная проверка идей рефлексивно-ценностного подхода к педагогическому сопровождению саморазвития подростков в дополнительном образовании // Ценностно-смысловые основания воспитания свободного человека : сборник статей международной научно-практической конференции: 9–10 сентября 2021 года / под науч. ред. Л.В. Байбородовой, Т.В. Макеевой, М.И. Рожкова. – Ярославль: РИО ЯГПУ, 2021. С. 87–91.
9. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т. 5. – № 5. – С. 23–36.
10. Иванова И.В. IV Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование – пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. – 2024. – Т. 9. – № 2. – С. 3–8.
11. Иванова И.В., Рожков М.И. Преодоление как фактор саморазвития // Образование и саморазвитие. – 2024. – Т.19. – №2. – С. 54–69.
12. Исакова М. Г. Новые подходы формирования мотивации к саморазвитию у молодежи в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. – 2022. – Т.7. № 3. – С. 57–61.
13. Кононова А.Ю., Бракк Т. А. Тенденции саморазвития на современном этапе модернизации дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. – 2020.– Т. 5. № 5. – С. 55–59.
14. Костикова В. Л. Воспитание и социализация обучающихся в условиях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 62–66.
15. Кот Д.Н., Шаганова В.А., Иванова И.В. Самореализация личности как одна из ведущих проблем современной молодежи // Образовательные технологии. – 2023. – №1. – С. 3–9.
16. Логинова Л.Г. Точки отсчета изменения дополнительного образования детей в контексте современных вызовов // Воспитание школьников. – 2020. – №1. – С. 58–63.
17. Лукьянова О.Г. Саморазвитие обучающихся при подготовке к региональному чемпионату «Молодые профессионалы» движения Ворлдскиллс Россия // Образовательные технологии. – 2022. – № 4. – С. 73–79.
18. Мирошкина М.Р. Разные поколения – разный педагогический подход // Школьные технологии. – 2014. – № 2. – С. 8–20.
19. Николаева О.В. Саморазвитие обучающихся в региональном центре развития способностей и талантов у детей и молодежи // Педагогические технологии. – 2022. – № 3. – С. 67–74.
20. Осипов Г.В., Осмоловская Т.В., Онипченко О.Г. Дополнительное образование как фактор гармоничного развития личности // Образовательные технологии. – 2022. – №4. – С. 87–95.
21. Репринцев А.В. Риски и противоречия формирования ценностно-смысловой сферы личности в «цифровую» эпоху // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики. Монография. – Ярославль: ЯГПУ, 2023. – С. 143–177.
22. Репринцев А. В. Современные подходы и опыт исследования ценностно-смысловой сферы подростков и молодежи // Теоретико-методические основания экзистенциальной педагогики: монография. – Ярославль: ЯГПУ, 2023. С. 177–217.
23. Рожков М. И. Воспитательный потенциал дополнительного образования в освоении детьми культурноисторического наследия Крыма // Педагогические технологии. – 2022. – №3. – С. 4–8.
24. Рожков М.И. Свобода и воспитание // Ярославский педагогический вестник. – 2016. № 4. – С. 8–12.
25. Рожков М.И., Иванова И.В. Социально-ориентирующие игры как фактор экзистенциального выбора в условиях дополнительного образования // Вестник Калужского университета. Серия 1. Психологические науки. Педагогические науки. – 2024. – Т. 7. – №1(22). – С. 18–25.
26. Сергеева Е.А., Обрезкова А.В. Использование возможностей дополнительного образования в формировании индивидуальной траектории успеха // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т. 7. – № 5. – С. 79–84.
27. Тихомирова Е. И. Субъектное саморазвитие личности в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. – 2020. – Т.5. – № 5. – С. 17–22.
28. «Цифровое поколение» и педагогические реалии современной России: материалы научнопрактической интернет-конференции с международным участием; под ред. М.Р. Мирошкиной, Е.Б. Евладовой, С.В. Лобынцевой. – М.: Институт изучения детства, семьи и воспитания Российской академии образования, 2017. – 273 с.
29. Шакуров Р.Х. Барьер как категория и его роль в деятельности // Вопросы психологии. – 2001. №1. – С. 13–16.
30. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников // Среднее профессиональное образование. − 2008. − № 2. − С. 8−10.
31. Яковлев С.В. Воспитание ценностных оснований личности в условиях культурной среды, организованной педагогом // Педагогическое образование и наука. – 2006. – №4. – С. 25.
32. Яковлев С.В. Воспитанность как социокультурная идентичность систем ценностей базовой культуры личности и традиционной культуры общества // Журнал педагогических исследований. – 2024. – Т.9. – №1. – С. 54–68.
33. Яковлев С.В. Ценностный потенциал воспитывающей социокультурной среды // Социальная педагогика в России. Научно-методический журнал. – 2016. – №4. – С. 9–16.
34. Dimmock M. Defining generations: Where millennials end and post-millennials begin, pew research center. – 2019. Available at: https://www. pewresearch. org/fact-tank/2019/01/17/where-millennials-endand-generation-z-begins/]
35. McCrindle M. Generations Defi McCrindle Research Center. – 2019. Available at: https://mccrindle.com.au/wp-content/uploads/2018/03/ Generations-Defined-Sociologically.pdf (дата обращения: 22.06.2024).
36. Smirnov R.G. Operationalization of the “Online Generation” phenomenon // Digital sociology. 2019. – Vol. 2. – No 4. – Рp. 31–38. DOI:https://doi.org/10.26425/2658-347X-2019-4-31-38 (дата обращения: 22.06.2024).
37. Twenge J. How Are Generations Named? Trend. The Pew Charitable Trusts. – 2018. Available at: https://trend.pewtrusts.org/en/archive/winter-2018/ foreword-how-are-generations-named (дата обращения: 22.06.2024).