Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, Россия
Россия
УДК 378 Высшее образование. Высшая школа. Подготовка научных кадров
В статье акцентируется внимание на необходимости осуществления маркетинговой деятельности учреждениями высшего образования в условиях нарастающей конкуренции на рынке образовательных услуг. Выделены основные задачи и функции маркетинга в деятельности высшего учебного заведения. Проанализированы подходы к определению сущностных характеристик образовательного продукта учреждения высшего образования. Рассмотрены используемые формы и методы продвижения образовательных программ вуза. Особое внимание уделено маркетинговым инструментам привлечения внимания абитуриентов к образовательной программе. Описана методика контент-маркетинга по созданию полезной и значимой информации для привлечения внимания потенциальных абитуриентов к образовательной программе. Определены роль и место выпускающей кафедры в маркетинговой деятельности университета по привлечению будущих студентов и обеспечению эффективности коммуникационного взаимодействия. Разработана программа исследования особенностей коммуникации выпускающей кафедры с потенциальными абитуриентами. На основе анализа полученных результатов установлены значимые направления привлечения мотивированных абитуриентов и завоевания их доверия к реализуемой образовательной программе. Предложено использовать исследовательский фокус, который поможет определить конкурентную позицию реализуемой образовательной программы с точки зрения представления о ней потенциальных абитуриентов и получать данные для совершенствования программы продвижения образовательного продукта, создания и поддержания привлекательного имиджа выпускающей кафедры и снижения рисков потери мотивированных и хорошо подготовленных абитуриентов.
рынок образовательных услуг, маркетинговая деятельность университетов, образовательный продукт, маркетинговые коммуникации, привлечение внимания, целевая аудитория, потенциальные абитуриенты
1. Архипова Н.А., Голова А.Г., Гуриева М.Т. Коммуникационные задачи вуза в условиях трансформации современного медиаполя // Вестник РГГУ. Серия «Экономика. Управление. Право». — 2022. — №1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsionnye-zadachi-vuza-v-usloviyahtransformatsii-sovremennogo-mediapolya (дата обращения: 19.04.2024).
2. Ашурбеков Р.А. Анализ спроса на специалистов по управлению персоналом на московском рынке труда / Р.А. Ашурбеков, Т.В. Кузьминова // Вестник университета. — 2021. № 8. — С. 5-12. — DOIhttps://doi.org/10.26425/1816-4277-2021-8-5-12.
3. Бакуменко О. Как рассказать про образовательную программу? URL: https://www.univermark.ru/tpost/7pvarj0z11kak-rasskazat-pro-obrazovatelnuyu-progra (дата обращения: 26.04.2024)
4. Васюков К.Л., Орлов С.А., Ошева М.С., Фещенко А.В. Университет в поисках своего абитуриента в социальных сетях: маркетинговые и технологические задачи // Гуманитарная информатика. — 2018. — №14. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/universitet-v-poiskahsvoego-abiturienta-v-sotsialnyh-setyah-marketingovyei-tehnologicheskie-zadachi (дата обращения: 26.04.2024).
5. Капустина Л.М., Жадько Е.А. Управление брендом на основе оценки восприятия позиции университета потребителями // Управленец. — 2019. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upravlenie-brendom-na-osnoveotsenki-vospriyatiya-pozitsii-universiteta-potrebitelyami (дата обращения: 30.04.2024).
6. Каштанова Е.В. Взаимодействие вузов со школами в системе высшего образования на примере кафедры управления персоналом ГУУ / Т.В. Сувалова, Е.В. Каштанова // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — 2019. — Т. 8. — № 3. — С. 84–88. — DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d1dc047dfbae9.16087919
7. Королькова Е.Д. Особенности рекламного продвижения образовательных услуг / Е.Д. Королькова // Вестник Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова. –2018. — № 26. — С. 40–42.
8. Крайнюченко Д.Г. Актуальность маркетинга профессионального образования / Д.Г. Крайнюченко // Известия АСОУ. — 2013. — № 1. — С. 140–143.
9. Лобачева А.С., Михеенкова Т.А., Морозова К.В. Управление цифровым следом как эффективный инструмент формирования позитивного имиджа университета // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами России. 2021. — № 2 (53). — С. 51–54.
10. Муравьев В.Б. Разработка рекламной стратегии вуза в современных экономических условиях: автореферат дис. ... кандидата экономических наук: 08.00.05 — Москва. — 2011. 25 с. URL: https://viewer.rsl.ru/ru/rsl01005004563?page=24&rotate=0&theme=white (дата обращения: 30.04.2024).
11. Сидорская И.В. Коммуникация выпускающей кафедры с абитуриентами / И.В. Сидорская, К.А. Корявая // Вышэйшая школа: навукова-метадычны і публіцыстычны часопіс. — 2017. — № 4 (120). — С. 25–28. — URL: https://elib.bsu.by/bitstream/123456789/190682/1/Сидорская_Корявая_ВШ%204-2017-025-028.pdf?ysclid=ln3h2qbdm475112151 (дата обращения: 30.04.2024).
12. Соколова Н.Г., Груздева Т.В., Титова О.В. Атрибуты позиционирования в управлении маркетингом на рынке услуг высшего образования // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2019. — №4. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/atributy-pozitsionirovaniyav-upravlenii-marketingom-na-rynke-uslug-vysshegoobrazovaniya (дата обращения: 30.04.2024).
13. Фурин А.Г., Ахматов И.И. Понятие «Образовательный продукт» общего образования: сущность и особенности формирования в образовательном кластере// Современные проблемы науки и образования. — 2013. — № 2. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=8717 (дата обращения: 01.05.2024).
14. Шалыгина Н.П., Селюков М.В., Курач Е.В. О роли маркетинга в деятельности высшего учебного заведения // Современные проблемы науки и образования. — 2012. № 6. — URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7431 (дата обращения: 06.05.2024).
15. Щегулина О.В. HR-технологии эффективного использования человеческого капитала представителей «поколения Z» / О.В. Щегулина // HR-трансформация: команды, процессы, технологии. Монография. — Москва: Государственный университет управления. — 2023. — С. 228–244.
16. Щегулина О.В., Лобачева А.С. Особенности коммуникации выпускающей кафедры с потенциальными абитуриентами // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. — № 2 (71). — М.: ИНФРА-М. — 2024.
17. Якушина Т.В. Роль маркетинга в сфере высшего образования // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — №2-1. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-marketinga-v-sfere-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 06.05.2024).