Россия
В статье обосновано положение о том, что одно из эпистемологических открытий И. Канта связано с установлением конструктивной роли продуктивного воображения на всех уровнях познания «объективной реальности». Это вывело автора «Критики чистого разума» за пределы гносеологии Нового времени в область проблематики фундаментальной онтологии и философии истории, превратив его в центральную фигуру в истории «устремлённого вперёд самосознания» Запада. Кантовская критика «чистого разума» вскрыла несовершенство западного рационализма, показав, что за притязаниями неизбежно впадающего в «трансцендентальные иллюзии» субъекта познания скрывается волящий интеллект, стремящийся к освобождению от каких-либо догматических ограничений и установлению тотального контроля над сущим. Эта выявленная Кантом основная интенция «фаустовского духа» получила дополнительное освещение в трудах Ф. Шеллинга, Г. Гегеля, Ф. Ницше, О. Шпенглера, М. Хайдеггера и К. Ясперса. Что касается чисто эпистемологической составляющей кантовской теории продуктивного воображения, то она была впоследствии разработана сторонниками «радикального конструктивизма» (Э. Глазерсфельд, У. Матурана, П. Ватцлавик и др.) [19] и в позитивно-диалектической концепции научного познания (С.А. Лебедев) [8, 9, 10]. В связи с этим необходимо подчеркнуть часто упускаемую из виду важную мысль Канта о том, что продуктивное воображение — это не просто познавательная деятельность сознания, а рационально-волевая деятельность субъекта, способ осуществления им. Показано, что осуществлённая И. Кантом критика «чистого разума» и введённый им в эпистемологию новый конструкт «способность сознания к продуктивному воображению» стал очередным проявлением западного «фаустовского духа», во многом определившего основной вектор мировой истории.
воображение, познание, разум, свобода, воля к власти
1. Аристотель. Соч. в 4-х томах. Т. 1. М., 1975.
2. Беме Я. Истинная психология, или сорок вопросов о душе. СПб., 1999.
3. Бердяев Н.А. Царство Духа и царство кесаря. М. 1995. С. 168.
4. Водолагин А.В. Метафизика воли. Волюнтаристическая традиция в истории западной философии. М. – Спб., 2012.
5. Гулыга А.В. Кант. М., 1977.
6. Кант И. Соч. в шести томах. Т. 3. М., 1964.
7. Кант И. Из рукописного наследия (материалы к «Критике чистого разума»). М., 2000.
8. Лебедев С.А. Современная философия науки. М., 2024. EDN: https://elibrary.ru/DYAIEE
9. Лебедев С.А. История философии науки // Новое в психолого-педагогических исследованиях. 2009. №1. С. 5–66. EDN: https://elibrary.ru/JXUWTL
10. Лебедев С.А. Конструктивистская концепция научного познания// Тверского государственного университета. Серия: Философия. 2023. № 2. 5–14. Легенда о докторе Фаусте. М., 1978.
11. Соловьев В.С. Полн. собр. соч. и писем в двадцати томах. Т. 4. М., 2011.
12. Толстой Л.Н. Переписка с русскими писателями. В двух томах. Т. 2. М., 1978. С. 14.
13. Фауст и Заратустра. СПб., 2001. С. 130.
14. Флоренский П.А. Соч. в 4-х т. Т. 2. М., 1996.
15. Флоренский П.А. Соч. в 4-х т. Т. 3 (2). М., 2000.
16. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997. С. 223.
17. Хинске Н. Между Просвещением и критикой разума: этюды о корпусе логических работ Канта. М., 2007. EDN: https://elibrary.ru/QWPIUN
18. Цоколов С. Дискурс радикального конструктивизма. М., 2000.
19. Шеллинг Ф.В.Й. Система мировых эпох. Томск, 1999. С. 130.
20. Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М., 1993.
21. Биемель В. Мартин Хайдеггер. Гамбург, 1993.
22. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. III. Франкфурт-на-Майне, 2012.
23. Хайдеггера М. 24-й семинар Золликона. Франкфурт-на-Майне, 2006.
24. Хайдеггер М. Полное издание. Том 65. Вклад в философию (О событии). Франкфурт-на-Майне, 2003.
25. Хайдеггер М. Путевые знаки. Франкфурт-на-Майне, 2004.
26. Кант И. Критика чистого разума. Франкфурт-на-Майне, 1974.
27. Ницше Ф. Воля к власти. Штутгарт, 1996.
28. Пайен Г. Хайдеггер. Биография. Дармштадт, 2022.
29. Ясперс К. Великие философы. Мюнхен, 2012.
30. Ясперс К. Философия. III. Метафизика. Берлин. Гейдельберг. Нью-Йорк, 1973.



